Меню Рубрики

Как провести тест пробы руфье и сделать оценку

Содержание скрыть

Для чего нужна проба Ромберга

Проба Ромберга традиционно используется для изучения функций нервной системы, и в особенности, нервно-мышечных взаимосвязей, отчего и получила название «координационной пробы». С помощью данной пробы можно оценить показатели статической координации испытуемого, т.е. оценить способность организма к сохранению равновесия.

Замечено, что под влиянием занятий физической культурой и спортом координация движений улучшается, однако при переутомлении или при заболеваниях нервной системы наблюдается расстройство координации движений и нарушение равновесия.

Координационную пробу Ромберга можно применять и в процессе спортивных занятий (например, до и после занятия). Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.

Кроме того, в спортивно-медицинской литературе стали появляться исследования о том, что проба Ромберга может использоваться не только для оценки состояния нервной системы, но и для оценки психики.

Проба Руфье: оценка состояния тренированности по данным сердечно-сосудистой и дыхательной системы

Испытуемый принимает горизонтальное положение и находится в нем пять минут. Делают замер ЧСС за 15 секунд. Это будет величина Р1. После 45 секунд человек делает 30 приседаний, снова ложится. Подсчитывают ЧСС за то же время (Р2). После – за последние 15 секунд первой минуты периода восстановления (Р3).

Проводят подсчет индекса Руфье по формуле: 4(Р1+Р2+Р3)-200/10

Анализируют полученные данные и делают выводы о резерве сердца:

  • больше 15 – сердце работает плохо, вероятна серьезная сердечная недостаточность;
  • от 10 до 15 – плохой результат, недостаточность средней степени;
  • от 6 до 9 – удовлетворительно, работоспособность на среднем уровне;
  • от 3 до 5 – норма;
  • от 0 до 3 – отлично.

Тренированность организма необходимо измерять для проведения контроля за физическими нагрузками. Это поможет выстроить эффективную программу тренировок, внести коррективы в существующую.

Подробнее о способах диагностики здоровья в видео:

В дополнение к теме данной статьи, предлагаем вам ознакомится с тем как устроен человеческий организм.

Сущность метода. Достижения и недостатки

Стержневой принцип проб для оценки тренированности сердечной мышцы заключается в выполнении несложных, будто интенсивных физических упражнений. В течение первых нескольких минут оценивается гармонь сокращений сердца и сравнивается с общепринятыми нормативами или с определенными шкалами. В такого типа мере, например, при проведении пробы Руфье используются приседания в изрядно интенсивном темпе, а быть Гарвардском степ-тесте (ГСТ) — быстрые подъёмы в невысокую скамейку изо положения стоя. Прирост ЧСС подвержен линейной зависимости — чем адаптированнее сердце к нагрузке, тем меньше тахикардия после нее и диаметрально. То есть тренированное сердце обладает склонностью к нормальному или хоть (бы) к замедленному ритму, нежели к учащенному.

Преимуществами подобных методик является благоприятный случай самостоятельного применения, простота и доступность метода. Кроме этого, эксперимент невыгодный требует наличия дорогостоящего оборудования, как в пробах с физической нагрузкой под рук велоэргометрии или тредмил тесте, поэтому может быстро и информативно привыкать при проведении массовых обследований.

Из недостатков метода можно улицезреть риск возникновения гипертонического криза или нарушения сердечного ритма, точно и при проведении любой пробы с физической нагрузкой.

Относительно проведения пробы Руфье у детей дозволено проговорить, что недостатком является тот факт, что при расчёте показателя малоблагоприятный учитывается возраст ребенка, ведь частота сокращений сердца у детей младшего школьного возраста прежде этим, чем у подростков и взрослых людей. В результате индекс Руфье у маленького ребенка вдоль сути выше, хотя сердечной недостаточности у него нет. В итоге ребенку могут отказать в занятиях в спортивной секции, ась? является поводом для расстройства и родителей, и самого малыша.

Что такое ортостатическая проба

Ортостатический тест (проба) — это реакция организма на изменение тела в пространстве. Например, когда испытуемому предлагается быстро перейти из положения лежа в положение стоя. Ортостатическая проба помогает в ходе теста оценить насколько хорошо у взрослого или ребенка функционирует венозный возврат крови к сердцу.

В ходе выполнения ортостатической пробы, т.е. при смене положения тела из горизонтального в вертикальное, в нижней его части, в венах нижних конечностей, депонируется большое количество крови, при этом сердечный выброс крови сокращается примерно на 25-30%. Организм запускает компенсаторные механизмы путем увеличения пульса — частоты сердечных сокращений (ЧСС). Если тонус сосудов в норме, то увеличение ЧСС будет незначительным и быстро придет в состояние покоя. Немаловажную роль в этом механизме играет и симпатический отдел вегетативной нервной системы, т.к. происходит включение рефлексов, регулирующих кровообращение.

Исследование тренированности опорно-двигательного аппарата

Показатели:

  • мышечная гипертрофия;
  • улучшенная мышечная способность сокращаться и расслабляться;
  • повышение проприоцептивной мышечной чувствительности.

В нагрузочном тестировании применяют специальные приспособления:

  • вело- или ручные эргометры;
  • ступеньки;
  • тредбан.

При измерении тренированности посредством велоэргометра есть возможность дозирования нагрузки. Недостаток состоит в перегрузке локальных мышц нижних конечностей. Это задает лимиты в тестировании.

Еще один простой способ дозированных нагрузок – степэргометрия. В ее основе находится измененное восхождение на ступеньку. Применяются лестницы с разным количеством ступеней, с разной высотой. Дополнительно в лабораторных условиях задаются и другие показатели.

Тредбан позволяет модифицировать ходьбу, бег. Можно менять скорость, угол наклона, что увеличивает или уменьшает нагрузку. Точность измерений современных тредбанов, оснащенных по последнему слову техники, высока.

Дифференциальный диагноз:

   Проводят с сердечной астмой (при левожелудочковой недостаточности):

Критерии

Приступ бронхиальной астмы

Предшествующие заболевания:

Хонические бронхолегочные заболевания, вазомоторный ринит, другие аллергические заболевания

Ревматический порок сердца, ГБ, ИБС, хронический гломерулонефрит

Причины приступа:

Обострение воспаленя в органах дыхания, контакт с аллергеном, психогенный фактор, метеорологические факторы.

Физическое и психическое напряжение, острый инфаркт миокарда.

Характер приступа:

Экспираторная одышка, центральный цианоз.

Затруднен преимущественно вдох, чувство нехватки воздуха, акроцианоз.

Аускультативные данные:

Обильные рассеянные сухие свистящие  жужжащие хрипы, преимущественно на выдохе.

Влажные хрипы, преимущественно в нижних отделах легких.

Перкуторные размеры сердца:

Уменьшены.

Увеличены.

Отеки:

Отсутствуют.

Часто имеются.

Размеры печени:

Норма

Часто увеличена.

Мокрота:

Густая, вязкая, отделяется с трудом в малом количестве.

Жидкая, пенистая, розовая, легко отделяется.

ЭКГ:

Признаки перегрузки правых отделов сердца

Признаки ИБС или порока сердца, перегрузка левых отделов.

Лечебный эффект мочегонных и сердечных гликозидов:

Отсутствует.

Имеется.

Реакция на b-блокаторы

Отрицательная (ухудшение дыхания)

Улучшение дыхания

     Дифференцируют также с аспириновой астмой (диагноз ставят на основании анамнеза и результатов пробы с приемом внутрь малых доз аспирина.

     Наличие астмы физического усилия  подтверждается результатами пробы с физической нагрузкой.

Подготовка и проведение анализа

Проба Штанге и Генчи проводится только после подготовительных мероприятий.

Особой подготовки не требуется, но соблюсти несколько основных рекомендаций потребуется:

  • в помещении, где будет проводится проба обязательно должен быть обеспечен нормальный микроклимат, чтобы не вызывать резкого увеличения сердечных сокращений;
  • тестирование может проходить в присутствии представителя младшего медицинского персонала;
  • обязательно исключить возникновение звуковых, световых и других сигналов, которые не относятся к исследованию и могут спровоцировать ложные данные;
  • проверить исправность приборов, которые используются в тестировании;
  • обязательно под рукой должна быть аптечка, в состав которой входят препараты, помогающие восстановить дыхание, кровообращение и сердцебиение;
  • обязательно ведется протокол тестирования;
  • обследуемый человек должен быть проинструктирован о том, как себя следует вести во время обследования.

Проба Штанге и Генчи проводится только после подготовки специальных инструментов, а потребуются: секундомер и специальный зажим для носа.

Пошаговая процедура с использованием пробы Штанге:

  • изначально фиксируется пульс пациента в спокойном состоянии, подсчитывают количество ударов за 30 сек;
  • подсчет пульса проводится в стоячем положении;
  • далее полученный результат специалист умножает на 2;
  • после человек должен сделать три нормальных вдоха и выдоха, вдох не должен быть глубоким;
  • далее человек делает максимально глубокий вдох и задерживает дыхание;
  • нос закрывают пальцами или надевают специальный зажим;
  • специалист при помощи секундомера засекает время задержки дыхания;
  • после выдоха нужно дать человеку время восстановиться, а уже после снова измеряется пульс.

Если потребуется повторить процедуру, то проводить ее разрешается не ранее, чем через 5 минут после первой пробы и то при условии, что это время человек будет отдыхать.

Проба Штанге также часто проводится с физической нагрузкой. После того, как проба будет проведена в спокойном состоянии, человеку предлагают выполнить 20 приседаний за пол минуты. Также в качестве нагрузки можно использовать восхождение на ступеньку, высота которой должна быть не менее 22 см.

Восхождение проводится в течение 6 минут, темп должен быть быстрым – 16 раз в 1 мин. Сразу после окончания физической нагрузки нужно провести пробу Штанге, но время задержки дыхания сокращается в 1,5-2 раза.

Также проба Штанге может проводиться с гипервентиляцией. Для мужчин продолжительность гипервентиляции должна продолжаться на протяжении 45 секунд, а для женщин около 30. Задержка дыхания производится на глубоком вдохе. Время произвольной задержки дыхания возрастает в 2 раза: среднее значение для мужского пола – 130-150 сек, для женщин – 90-110 сек.

Проба Генчи проводится с использованием тех же инструментов, что и при Штанге. С ее помощью удается определить насколько человек натренирован и насколько организм обеспечен кислородом.

Проба Генчи проводится так:

  • изначально специалист подсчитывает пульс в спокойном состоянии за 30 секунд;
  • для получения более точных данных, пульс могут измерять 2 раза;
  • после пациенту предлагают сделать три вдоха и выдоха, но они не должны быть глубокими;
  • после делается полный выдох, нос закрывается пальцами или зажимом, дыхание задерживается;
  • при помощи секундомера фиксируется время задержки дыхания;
  • когда нормализуется дыхание, проводят очередной подсчет пульса.

Если вдруг наблюдаются неприятные симптомы, то нужно срочно прекратить проведение проб.

Прекратить тестирование нужно если:

  • наблюдается прогрессирующая боль в области грудины;
  • значительно выражена отдышка;
  • сильно повышено артериальное давление, которое не соответствует возрастной категории пациента;
  • сильно снижено систолическое давление;
  • выступил холодный пот;
  • появилась бледность или цианоз на коже лица;
  • наблюдаются нарушения в координации движений;
  • речь у человека невнятная.

Лечение:

Препараты для оказания экстренной помощи:

1). Симпатомиметики (b2-агонисты короткого действия):

  • Сальбутамол
  • Беротек (фенотерол)
  • Тербуталин

    Эти препараты вызывают расслабление гладкой мускулатуры бронхов, снижают проницаемость сосудов. Предпочтительный способ введения препаратов – ингаляционный. Для этого они выпускаются в  виде дозированных аэрозолей и растворов.

2). Антихолинергические препараты (М-холинолитики):

  • Атровент
  • Тровентол
  • Беродуал (беротек + атровент) – комбинир. препарат – 2 ингаляции при приступе.

      Эти препараты менее мощные бронходилататоры, чем b2-агонисты, и, как правило, начинают действовать позже.

3). Системные глюкокортикоиды:

  • Преднизолон
  • Дексаметазон.

    Способ введения  — парентеральный или пероральный.

4). Метилксантины:

  • Эуфиллин
  • Аминофиллин

     Эти бронходилататоры меннее эффективны, чем  b2-агонисты.  Обладают значительными побочными действиями.

Профилактические препараты длительного действия:

1). b2-агонисты длительного действия:

  • Сальнетерол
  • Форматерол

      Длительность их действия 12 часов. Способ применения – 2 раза в сутки (ингаляционно или перорально). Наиболее эффективны при ночных приступах удушья. Применяют в сочетании в противовоспалительными и противоастматическими препаратами.

2). Нестероидные противовоспалительные препараты:

— для длительного контроля бронхиальной астмы:

  • Интал
  • Тайлед

    Эффективны для предотвращения бронхоспазма, спровоцированного аллергенами, физической нагрузкой и холодным воздухом.

3). Кортикостероиды:

  предпочтение отдают ингаляционным формам:

  • Беклонат, Бекотид
  • Ингакорт (флунизолид) – 2  ингаляции 2 р/д
  • Будесонид

      Применяются как противовоспалительные средства у больных с тяжелым течением БА и у значетельной части больных со среднетяжелым течением.

Интенсивная терапия астматического статуса:

1). Инфузионная терапия (в первые сутки – 3 –3,5 литра) – глюкоза 5% , декстраны, сода 4%, гепарин 20 тыс. ЕД).

2). Кортикостероиды – преднизолон 60-90 мг (в/в) – каждые 4 часа.

3). Эуфиллин (в/в) – по 10 мл капельно. При необходимости повторить еще 2-3 раза за сутки.

4). Щелочное питьё (борьба с ацидозом).

5). Кислородотерапия.

6). Сердечные гликозиды – Коргликон по 1 мл  — 2 р/д (в/в).

7). Диуретики – лазикс 40 мг (в/в).

8). Ганглиоблокаторы (при повышении АД).

9). Массаж грудной клетки, ИВЛ.

10). Лечебные бронхоскопии (с отсосом мокроты).

Работа № 4. Проба Кремптона

Проба
Кремптона заключается в регистрации
ЧСС и систолического АД (АДс) после 15 —
минутного нахождения в положении лежа
и через 2 мин после последующего за ним
перехода в положение стоя. Исходя
из полученных сдвигов ЧСС и АДс
при перестройке на новое равновесное
состояние
гемоциркуляции, рассчитывается индекс
Кремптона:

Индекс
Кремптона = 3,15 +
АДс

(ЧСС / 20)

Рекомендации
по оформлению протокола работы.

Сделайте
вывод, исходя из того, что величина
индекса более 100 указывает на отличное
функциональное состояние кардио-респираторной
системы испытуемого, от 75 до 100 — на
среднее, от 50 до 75 — на слабое
и менее 50 — на недостаточное.

Интерпретация результатов

Для того, чтобы получить индекс Руфье, согласно которому оценивается тренированность сердца, используют формулу.

Далее производят оценку полученного индекса в соответствии со шкалой:

  • Неудовлетворительный результат, или плохая работа сердца, возможно, тяжелая сердечная недостаточность – более 15.
  • Плохой результат, плохая работа сердца, или сердечная недостаточность средней степени тяжести – 10-15.
  • Удовлетворительный результат, средняя работоспособность, недостаточности нет – 6-9.
  • Хороший результат, хорошая работоспособность – 3-5 (норма).
  • Отличный результат, отличная работа сердца – 0-3 (норма).

Пример расчета:

Взрослый мужчина, 28 лет. Р1 в покое до нагрузки =20, Р2 в первые 15 секунд после 30 приседаний = 25, Р3 за 15 секунд спустя полминуты от начала отдыха = 23. ИР = {4 х (20+25+23) – 200}/100 = 0.72. Отличная работа сердца (норма).

Иногда применяют модификацию индекса Руфье, называемую индексом Руфье-Диксона:

Результаты оцениваются по шкале:

  • Хороший результат соответствует показателям 0.1-5,
  • Средний – 5.1-10,
  • Удовлетворительный – 10.1-15,
  • Плохой – 15.1-20.

В связи с тем, что у детей разного возраста частота сокращений сердца различается (у малышей она больше, чем у подростков и взрослых), для оценки пробы Руфье в детском возрасте используют адаптированные таблицы:

Норма теста Руфье для детей и подростков

У детей и подростков результаты пробы Руфье оцениваются в зависимости от возраста ребенка. По полученному показателю оценивается результат пробы.

Результат после проведения теста по пробе Руфье может быть:

  1. Отличный.
  2. Хороший.
  3. Удовлетворительный.
  4. Слабый.
  5. Неудовлетворительный.

Норма для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет будет равна индексу 8-9.

Нормальный показатель индекса для ребенка от 11 до 14 лет составляет 5-6

Для подростков норма по пробе Руфье не должна быть выше 5, а для взрослых уже используется модифицированная версия этого теста, под названием проба Руфье-Диксона.

Чтобы определить, какой же результат получен у ребенка в определенном возрасте, пользуются специальными таблицами.

 Таблица для детей от 7 до 10 лет

Результат пробы Руфье Возраст ребенка
7-8 лет 9-10 лет
Отличный 6 4.5
Хороший 6.5 — 11 5 – 10
Удовлетворительный 12 – 16 10.5 – 15
Слабый 17 – 20 15.5 – 19
Неудовлетворительный 21 19.5 и более

В приведенном выше примере расчета, ребенок 10 лет имеет индекс Руфье, равный 8,8. Следовательно, у него исходя из данных этой таблицы — хороший результат пробы.

Таблица для детей от 11 до 14 лет

Результат пробы Руфье Возраст ребенка
11-12 лет 13-14 лет
Отличный 3 1.5
Хороший 3.5 – 8 2 – 6.5
Удовлетворительный 8.5 – 13 7 – 11.5
Слабый 13.5 – 18 12 – 16
Неудовлетворительный 18.5 и более 16.5 и более

Школьники с 5 по 9 класс для удовлетворительной оценки по пробе Руфье должны иметь индекс после проведения теста около 11.

Таблица для подростков от 15 лет и старше

Результат пробы Руфье Возраст подростка
от 15 лет и старше
Отличный 0.0
Хороший 0.5 – 5
Удовлетворительный 5,5 – 10
Слабый 10.5 – 15
Неудовлетворительный 15.5 и более

Для старшеклассников и подростков индекс не должен быть более 10.

Методические рекомендации по оценке физической подготовленности (ФизП)

Уровень
ФизП занимающихся
оценивают с помощью специальных тестов
и упражнений.

Сопоставить
фактические показатели с величинами
таблиц уровней ФизПизбранноговида спорта и определить количество
баллов (низкий уровень – 1 балл, средний
уровень – 2 балла, высокий уровень – 3
балла).

Для
получения оценки уровня ФизП
необходимо суммировать баллы показателей
и соотнести со следующей шкалой:

Сумма
баллов

5
тестов

4
теста

3
теста

5-6

4-5

3

7-8

6-7

4

9-11

8-9

6-7

12-13

10-11

8

14-15

12

9

Уровни
ФизП

Низкий

Ниже
среднего

Средний

Выше
среднего

Высокий

Общий
уровень физической подготовленности
равен отношению суммы баллов уровней
всех видов физической активности
(Гибкость – наклон на скамейке, Сила –
подтягивание, Скоростная сила – прыжок
в длину и т. д.) к их количеству (n):
∑ (уровней физических качеств) /n.

КОМПЛЕКСНАЯ
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

№ п/п

Общие
сведения занимающегося

ФИО
занимающегося

Год
рождения, пол

Группа

Черепанов
Андрей Олегович

1998
г. муж.

Показатели
здоровья

Фактические
измерения и расчеты

ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ

1

Рост
(см)

171

2

Масса
тела (кг)

56

3

Весоростовой
индекс (ПУ)

327.4

Баллы

1

4

ОГКпауза

5

ОГКна
вдохе

89

6

ОГКна
выдохе

79

7

Экскурсия
грудной клетки (Эгк)

10

Баллы

2

8

Индекс
Пинье (Ип)

32

Баллы

9

Индекс
Эрисмана (Иэ)

-2.5

Баллы

1

Сумма
баллов

4

Общий
уровень ФР

средний

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

1

Ортостатическая
проба

6

Баллы

3

2

Артериальное
давление (АД)

117/81

Баллы

1

3

Частота
дыхания ЧД

20

Баллы

4

Проба
Штанге

42.21

Баллы

5

Проба
Генча

18

Баллы

Сумма
баллов

4

Общий
уровень Ф
ункцП

Ниже
среднего

ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

1

Гибкость

18
см

Тест
: наклон в перед

Баллы

3

2

Сила

1

Тест
: подтягивание на высокой перекладине

Баллы

1

3

Скоростная
сила

200

Тест
:прыжок в длину с места

Баллы

2

4

Координация
движений

7.4

Тест
: челночныфй бег 3х10

Баллы

3

5

Выносливость

1240

Тест
: 6 минутный бег

Баллы

2

Сумма
баллов

11

Общий
уровень Ф
изП

Средний

Заключение
по исследованию физического развития,
функциональной и физической
подготовленности.

Занимающийся
(ф.и.о.) Черепанов Андрей Олегович
имеет

средний
уровень физического развития,

ниже
среднего — уровень функциональной
подготовленности,

средний
уровень физической подготовленности.

Рекомендации
по повышению уровня ФР, ФункцП,
ФизП:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания и оценка
методиста колледжа по проведению
определения уровней и оценки показателей
здоровья занимающегося, а также по
разработке рекомендаций
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методист
_____________________________________________

Результаты после проведения пробы

Отличный результат характеризует хорошую тренированность сердечно-сосудистой системы. Ребенку могут быть рекомендованы серьезные спортивные нагрузки. При хорошем результате пробы Руфье разрешаются спортивные тренировки, занятия в секциях. Удовлетворительный показатель не является препятствием для занятий спортом, однако ребенку требуется более длительная программа подготовки, постепенное увеличение нагрузок, полноценный отдых.

При слабом и неудовлетворительном показателях необходимо направить ребенка на дополнительный осмотр педиатра. Увеличение индекса Руфье не всегда связано именно с состоянием сердца и сосудов. Оно может быть вызвано чрезмерным утомлением, недосыпанием, вегетативной дисфункцией, патологией щитовидной железы, анемией и многими другими заболеваниями. После осмотра педиатр определит отклонения в состоянии здоровья ребенка и при необходимости назначит нужные анализы, дополнительные исследования и лечение.

Группы для занятий физкультурой после теста

Отметим еще раз, что однократно выполненная проба не может служить критерием отнесения ребенка к той или иной группе по физкультуре

Ее показания очень изменчивы и являются только ориентиром, когда на здоровье ребенка нужно обратить более пристально внимание. Группа для занятий физкультурой определяется в зависимости от заболевания, а с помощью пробы Руфье установить его невозможно

Обычно дети с хорошим и отличным индексом Руфье занимаются в обычной физкультурной группе, выполняют все нагрузки и сдают нормативы. При удовлетворительном или слабом результатах, возможно, понадобятся занятия в подготовительной группе или отказ от сдачи нормативов. Однако это решает врач в зависимости от того, чем вызвано изменения индекса Руфье.

Плохие данные пробы Руфье обычно бывают при быстром приросте частоты пульса после приседаний, а также при замедленном восстановлении нормальной работы сердца. Самой частой причиной такого состояния является плохая физическая тренированность ребенка, а также дисфункция вегетативной нервной системы. Последнее состояние – практически норма для растущего организма. Поэтому при исключении хронических заболеваний при плохом результате индекса Руфье физические занятия не только разрешаются. Они необходимы для полноценного развития ребенка. В этом случае его нередко определяют в специальную группу по физкультуре, а затем могут перевести в подготовительную и даже в общую.

Если ребенок активно занимается спортом, индекс Руфье у него определяют довольно часто. Это дает возможность вовремя установить, что интенсивность тренировок слишком велика.

Дыхательный процесс и его составляющие

Дыхательный процесс в организме человека состоит из трех этапов. К ним относят:

  1. Внешнее дыхание (это газообмен между легкими и окружающей средой).
  2. Доставка кислорода посредством крови к другим органам человеческого организма.
  3. Внутренне дыхание (газообмен клетки).

Состояние организма человека напрямую зависит от того, сколько кислорода поступило к внутренним клеткам и тканям. Эти процессы обеспечиваются работой дыхательных органов и сердечно-сосудистой системы.

Гипоксия тканей, таким образом, может быть вызвана не только дефицитом кислорода в окружающей среде или нарушением работы дыхательной системы, но и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

При обследовании дыхательной системы пациента врачи определяют объём легких, ритм дыхания, его глубину. Иногда дополнительно измеряют степень выносливости органов.

Проба Яроцкого для определения функциональной устойчивости вестибулярного аппарата

Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе. Его рецепторы отвечают за пространственную ориентацию, направленность движения, ускорение. Он всегда задействован в физических нагрузках, а потому его нормальное функционирование отвечает за качественное их исполнение. При сильных раздражениях этого аппарата появляются неточности в технике совершения движений, возникают отрицательные реакции, меняется ЧСС и т. д.

Для измерения пробы Яроцкого потребуется только секундомер.

Испытуемый закрывает глаза и начинает обороты головой в одном направлении со скоростью по два оборота в секунду. Измеряемая величина – временной период сохранения равновесия. У взрослых нетренированных лиц он составляет 28 секунд, у подготовленных спортсменов – до 1,5 минуты.

Проводят сравнение полученных данных, после чего делают выводы, насколько устойчив вестибулярный аппарат и какова степень тренированности.

Исследование анализатора движения проводится с помощью гониометра или угломера.

Испытуемый сначала с открытыми глазами, контролируя процесс, повторяет одно движение до 10 раз – сгибает предплечье под прямым углом. После этого аналогичное движение выполняется с прикрытыми глазами. Смотрят за отклонениями от амплитуды. Делают выводы.

Когда необходимо обратиться к врачу

Если после тестирования с использованием пробы Генчи формула показала результат ниже 30 секунд, то это говорит о том, что необходимо срочно обратиться за консультацией к семейному доктору. Такие результаты рассказывают о том, что в организме развивается недуг, выявить который нужно срочно и подобрать правильную комплексную терапию, чтобы предотвратить развитие осложнений.

Если во время тестирования была использована проба Штанге, то показатель ниже 30 должен заставить человека бить тревогу и срочно обращаться за консультацией к специалисту.

Врачи, наблюдающие пациентов с патологиями сердца, сосудов и легких, прекрасно знают, что болезнь может быстро развиваться и приводить к серьезным осложнениям. Именно поэтому они рекомендуют пациентам с такими проблемами или людям, склонным к развитию этих недугов заняться гипоксическими тренировками.

После таких тренировок наблюдаются такие положительные изменения в организме:

  • значительно улучшается работа системы дыхания;
  • укрепляется иммунная система;
  • быстро и без последствий снимается стрессовое напряжение;
  • дыхание становится полным и правильным;
  • улучшается мозговая функция;
  • приходит в норму артериальное давление;
  • усталость проявляется менее выражено;
  • значительно улучшаются энергетические процессы и происходит это на клеточном уровне;
  • приходит в норму сон;
  • повышается работоспособность;
  • значительно улучшаются обменные процессы; в лучшую сторону меняются показатели обмена белка, углеводов, жира и электролитов.

С помощью гипоксической тренировки удается эффективно лечить и улучшить общее состояние здоровья.

Хорошие результаты дает тренировка при:

  • патологиях, затронувших органы дыхания (легкие, бронхи);
  • сосудистых недугов;
  • злокачественных новообразованиях;
  • гипертонии;
  • болезнях, связанных с гормональным фоном;
  • терапии ожирения;
  • частых стрессовых ситуациях;
  • преждевременном старении в качестве хорошего омолаживающего средства.

Гипоксические тренировки с использованием проб Штанге и Генчи помогают в реабилитации пациентов после:

  • тяжелой и длительной терапии болезней сердца, сосудов, легких;
  • перенесенного инфаркта и инсульта;
  • оперативного вмешательства при удалении злокачественного новообразования;
  • сложных хирургических вмешательствах и длительного восстановления после них.

Гипоксическая тренировка помогает человеку с слабым организмом восстановиться и укрепить здоровье, но начинать ее нужно только с разрешения доктора и под его наблюдением, ведь могут развиться осложнения.

К тому же есть противопоказания к ее использованию: непереносимость нехватки кислорода, острые формы инфекционных недугов, острые соматические болезни, гипертония 3 стадии, ишемическая болезнь, врожденные патологии сердца и крупных сосудов кровеносной системы, хронические формы недугов с симптоматикой декомпенсации.

Уже после первой тренировки у человека может наблюдаться нехватка воздуха, ведь ему требуется задерживать дыхание на достаточно продолжительное время. Также учащается пульс, расширяются сосуды, поэтому лучше будет, если тренировки будут проходить под контролем врача, чтобы помочь пациенту справиться со сложностями и правильно укрепить здоровье и привести в норму функции внутренних органов.