Меню Рубрики

Дислалия: виды дефектов произношения звуков и способы коррекции

1 Описание заболевания

Дислалия — нарушение произношения и употребления речевых звуков, которое не связано с органическим повреждением ЦНС (центральной нервной системы ) или слухового анализатора, то есть происходит при нормальном слухе. Это расстройство является наиболее популярным в логопедии. Дефекты речи встречаются в 25-52% случаев у детей дошкольного возраста, 17-20% — у младших школьников и у 1% детей старше 8 лет.

К причинам этого недуга относятся органические поражения артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, верхней и нижней челюстей ). К дислалии приводит короткая уздечка языка/верхней губы, большой (макроглоссия) или узкий (микроглоссия) язык, которые являются симптомом умственного или физического недоразвития, толстые и почти неподвижные губы. Если отмечается укорочение подъязычной связки, то страдает произношение верхнеязычных звуков, при поражениях губ — губных и губно-зубных звуков.

К факторам развития дислалии можно отнести наследственный характер аномального строения органов, травмы и заболевания зубочелюстной системы. К возникновению патологии также может привести подражание детей неправильной речи взрослых (диалекты, косноязычная и торопливая речь) и детскому лепету, педагогическая запущенность.

Биологическими факторами возникновения этого заболевания являются:

  • общая физическая ослабленность часто болеющих детей;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД );
  • несформированность фонематического слуха.

Этап постановки звука

Под постановкой звука (термин несколько «механистичен» и не вполне отвечает существу дела) понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Звук ставится заново в случае его полного отсутствия в речи ребенка, в случае замены другим звуком, что равно отсутствию, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично подправить и довести до нормы (например, при картавом «р» или губно-зубном «л»). Коррекция звука, заключающаяся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, проводится в тех случаях, когда дефектная артикуляция в целом близка к нормальной. Так, например, при межзубном произношении «с» для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы (другое дело, что для этого могут потребоваться предварительные артикуляторные упражнения или нормализация прикуса). В дальнейшем речь пойдет только о постановке звука, а не о его коррекции.

Постановка звука может производиться путем подражания, с механической помощью, от других правильно произносимых звуков, исходя от артикуляторного уклада и смешанным способом. Рассмотрим лишь первый из этих способов, так как все остальные требуют специальных знаний.

Способ постановки звука путем подражания является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя положение органов артикуляции, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители — во многих случаях он сработает.

Приведем конкретный пример. Однажды нам пришлось ставить звук путем подражания в присутствии мамы ребенка. Звук получился сразу, но именно это ее и возмутило, что выразилось в таком возгласе: «Подумаешь, так бы я и сама сумела!» И мама была совершенно права — действительно, она вполне смогла бы это сделать и без помощи логопеда. Нужно было лишь повернуть ребенка лицом к себе и четко произнести нужный звук, поскольку артикуляторная моторика у мальчика была вполне нормальная. Только жалко, что до 10-летнего возраста никто не догадался этого сделать. Понятно, что постановка звука путем подражания возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.

Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений

Лечебные мероприятия включают терапию заболевания, вызвавшего патологию речи, а также коррекционные занятия по исправлению речевого дефекта. При наличии патологии мозга (гипоксии, травм, ДЦП) назначают лекарственные препараты, улучшающие мозговой кровоток. Активно используют ноотропные средства: Пантогам, Кортексин и другие. Если у ребенка речевую функцию тормозит тяжелое хроническое заболевание, то врачи стараются снизить тяжесть болезни, уменьшить частоту рецидивов.

Помимо терапии основной болезни, ребенку назначают регулярные логопедические занятия. Они могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия позволяют научить пациента слушать и различать ошибки в словах других детей. Занятия проводятся как на дому, так и в школах, детских садах.

Главным направлением в терапии нарушения звукопроизношения считается индивидуальный подход к каждому пациенту. Другим аспектом коррекции является использование компенсаторных возможностей ребенка. Правильный подбор материалов для обучения также имеет большое значение во время занятий. Коррекция направлена не только на исправление речевых дефектов, но и на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы коррекционной работы

Специфический Дидактический
·         Двигательно-кинестетический.

·         Слухозрительно-кинестетический.

·         Наглядность.

·         Словесность (с наглядностью и без).

·         Практика (игры).

Двигательно-кинестетическая форма обучения помогает установить связь между работой артикуляционного аппарата и ощущением его. Зрительно-кинестетическая методика позволяет зрительно запомнить как работает функциональный артикуляционный аппарат при произношении того или иного звука, помогая при этом движениями руками.
Наглядность подразумевает применение картинок, книг, игрушек во время обучения, чтобы ребенок видел, как выглядит звук или слово. Словесный способ характеризуется использованием загадок, скороговорок, слов, предложений, песенок. Практические методики объединяют обучение и игры. Игровой способ коррекции подразумевает постановки сценок, сказок, использование намеренных ошибок в словах.

Занятия включают упражнения для артикуляционного аппарата, развития лингвистических навыков, тренировку дыхания и громкости голоса. Также логопеды стараются стимулировать речевую функцию мелкой моторикой и тренировкой координации. Активно проводят массажные движения пальцев рук, мимических мышц.

Во время обучения логопед старается автоматизировать звуки в речи ребенка при помощи повторения слогов, слов, предложений, словосочетаний. На занятиях пациент учится правильно ставить речь, пересказывать и представлять прочитанное или услышанное. Детей, умеющих писать, логопед обучает правильности написания слов.
При тяжелой дислалии длительность коррекции больше, чем при обычном нарушении звукопроизношения. Сначала обучают пациента различать неправильные звуки на слух, а затем исправляют дефекты. После постановки звуков их применяют в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.

Коррекция дислалии

Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:

  1. Обследование звукопроизношения ребенка;
  2. Коррекция нарушенных звуков речи:
    • Развитие артикуляционной моторики;
    • Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
    • Постановка нарушенных звуков;
    • Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.

В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Постановка звука;
  3. Автоматизация звука;
  4. Дифференциация звука.

Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.

Важно помнить! Существует базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положения органов артикуляционного аппарата. К базовому комплексу подбираются дополнительные комплексы упражнений, необходимые для постановки определенных групп звуков.

Важно помнить! Упражнения на развитие речевого дыхания помогают детям выработать целенаправленный выдох, который необходим для освоения труднопроизносимых звуков.. Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье

Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье

Видео проведения артикуляционной гимнастики:

Фото и видео проведения дыхательных упражнений

Сигматизм

Чаще всего встречается сигматизм — невыговаривание шипящих и свистящих звуков. Ламбдаизм и праламбраизм — проблемы с выговором звуков «л» и «ль», ротацизм — нарушено произношение звука «р». Изредка встречается дефект в произношении «к, кь», «г, гь», «х, хь» или замена согласных — звонких на глухие и наоборот. Если трудности с воспроизводством звуков «я, ю» — йотацизм. Для исправления подобных нарушений потребуется коррекция дислалии.

Симптомами дислалии являются различные дефекты воспроизведения сложных звуков — искажение, пропуски, замена, смешение. Пропуск — это когда звук полностью выпадает из слова. Искажение — неправильная механика органов артикуляции. О мономорфной и полиморфной форме этого симптома упоминалось выше. Особенности функциональной и механической дислалии тоже были рассмотрены ранее.

Возрастные нормы

Согласно существующим методикам по развитию правильной речи у детей, работа над коррекцией дефектов дикции начинается с базового звука, а не отрабатываются все неподдающиеся воспроизведению звуки одновременно. В случае нарушений артикуляции нескольких групп, первой отрабатывается та, которая должна быть скорректирована раньше по его возрастным нормам.

Для возраста 1-2 года соответствует сложность с произношением а, о, э, п, б, м. В возрасте 2-3 лет коррекции подлежат и, ы, ф, у, д, т, в, н, г, к, х, й. В 3-4 года проблемными являются с, ц, з. С 4 до 5 лет сложность вызывают шипящие — ш, ж, ч, щ.

И только к 5-6 годам приходит норма коррекции л, р. Так что перед тем, как выговаривать р, ребенок уже должен уметь произносить практически все звуки.

Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления

Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: (, , ), шипящие (, , , ), сонорные (, ). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − , , , . Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.

Разновидности нарушения воспроизведения звуков:

• отсутствие звуковой единицы; • изменение звука; • замена одной звуковой единицы другой; • смешивание звуковых единиц.

Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.

Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:

  • Изменение звуковой единицы : велярный или увулярный .
  • Искажение : межзубный .
  • Измененный : двугубный .

У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук и ребенок произносит и различает правильно.

Разновидности дислалии:

  • Механическая (патологии артикуляционного аппарата, врожденные болезни).
  • Функциональная.
  • Физиологическая (норма для пациентов до 5-летнего возраста).
  • Нарушение звукопроизношения мономорфное – это неверное воспроизведение звуковых единиц, относящихся к одной группе.
  • Нарушение звукопроизношения полиморфное − это ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам.

Использование скороговорок для коррекции дефектов речи

Очень эффективны и скороговорки для развития речи для детей. Эти небольшие шуточные тексты позволяют научиться управлять речевым аппаратом для правильного произношения звуков. Их насчитывается огромное количество и можно подобрать для ребенка что-либо не очень сложное, но эффективное. Приводим несколько самых простых скороговорок, которые помогут малышу в освоении секретов дикции:

  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Ел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.

Занятия можно производить в игровой форме — пусть на каждое слово ребенок ритмично подбрасывает и ловит мячик или хлопает в ладошки.

Виды

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Классификация картавости Особенности
Органическая Характеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
Функциональная Это приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков.

Физиологическая Эту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
Мономорфная Это одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
Полиморфное Это одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

  • артикулярно-фонетической;
  • акустико-фонематической;
  • артикулярно-фонематической.

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

  1. Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
  2. Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
  3. Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
  4. Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
  5. Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
  6. Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

  1. Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
  2. Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
  3. Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень

Автоматизация и дифференциация

Автоматизация позволяет довести умение ребенка до автоматизма. Проблемный звук сначала отрабатывается в открытых слогах вместе с гласными буквами:

  • ма;
  • ши;
  • ко;
  • ду.

Потом в слогах закрытых:

  • ар;
  • ац;
  • аш;
  • ещ.

Затем по методике сложный звук повторяют в окружении гласных:

  • еще;
  • ушу;
  • азу.

После чего приходит черед учиться проговаривать две согласные, стоящие рядом:

  • ску;
  • шка;
  • сла;
  • бра.

Следующим шагом достижения автоматизма является произнесение звука в начале слова, его середине и в конце. Каждое из упражнений повторяют не менее пяти раз, чтобы речевые органы привыкли автоматически действовать правильно при произнесении какого-либо из звуков — это на занятии с логопедом, дома же все это необходимо повторять до следующего занятия.

Сначала звук, с которым ведется работа, выделяется голосом, позже его перестают выделять и произносят в одной тональности. После закрепления материала можно переходить к стихам и прозе, а также активно использовать в обычной речи.

Дифференциация учит малыша различать смешанные звуки и правильно их проговаривать. При этом методе занятия происходят последовательно. Звуки сначала учатся различать изолированно, потом в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

Подготовительный этап

Он необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука «р», а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение пригодится если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же уже сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости ее серьезной тренировки.

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь поставленного звука

Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука «р» важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука «с», при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов

Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для постановки правильной артикуляции звука «л» нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку они не участвуют в образовании этого звука. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным «л», то в этом случае упражнения для губ необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а, следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии в подготовительный период нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука «р» возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса. (В последнем случае уже во время корригирования прикуса проводятся и соответствующие артикуляторные упражнения, способствующие более успешному проведению ортодонтического лечения.)

При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения, а значит, и не сможет в дальнейшем его контролировать.

Таким образом, в подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребенок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда, а во многих случаях и просто воспользоваться данной книгой.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины:

  1. Неправильное строение языка.
  2. Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
  3. Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
  4. Узкое и высокое небо.
  5. Недоразвитие костей лица.
  6. Короткая уздечка.

Причины функциональных изменений:

  1. Задержка развития речи.
  2. Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
  3. Ребенок подражает речи других людей или детей.
  4. ЗПР – задержка психического развития.
  5. В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
  6. «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
  7. Слабое развитие фонематического слуха.
  8. Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
  9. Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Диагностические мероприятия

Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.

В зависимости от патологии направляют на обследование:

  • Анализ крови, мочи, биохимия.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  • Рентгенография.
  • Отоларингологическое обследование и другие.

По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.

Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

  1. Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
  2. Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
  3. При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
  4. Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Понятие нарушения звукопроизношения

В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.

Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:

  • нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
  • разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
  • снижение или нарушение слухового восприятия.

По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют:

  • свистящие (22%);
  • шипящие (24%);
  • звонкие (4,5%);
  • задненёбные (1%);
  • мягкие (1,5%).

Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.

По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:

  1. Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
  2. Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.

Замечание 1

В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.

Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина):

  1. Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
  2. Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
  3. Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.