Проблемы у детейСиндром гиперактивности и дефицита вниманияЗадержки развитияРасстройства аутического спектра
Этот сайт познакомит вас с проблемами особенных детей
Очень много информации вы найдете по аутизму
Здесь мы рассматриваем целый ряд расстройств, связанных с неправильной работой мозга – ЗПРР
Из данного раздела вы почерпнете много информации специфического характера – узнаете, как принять и полюбить необычного ребенка, как наладить с ним отношения, что происходит у него в организме, как он чувствует и воспринимает привычный нам мир
Более того, мы поможем вам сориентироваться в непростой практике сдачи анализов аутистов, укажем истинные причины этой «чумы 21 века», а также поможем получить объективные ответы на все интересующие вас вопросы
Причины сенсомоторной алалии
Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.
Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:
- Резус-конфликт между матерью и ребенком;
- Недоношенность;
- Внутриутробные инфекции;
- Родовые травмы;
- Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
- Плацентарная недостаточность;
- Угрозы во время беременности.
Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.
В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:
- Краснуха;
- Менингит;
- Энцефалит;
Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.
Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.
Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.
ВегетарианствоПродукты питанияСтиль жизни
Автор сайта уже более пяти лет практикует растительную диету
Имеет отличные результаты по здоровью всей семьи
Если Вам интересен такой стиль жизни или интересно, почему люди выбирают данное питание — ознакомьтесь с нашими статьями!
Книги для изучения живого питанияПринципы правильного питанияРаздельное питание: таблица продуктовПерейти на раздельное питание. 10 причинСок квашеной капусты в рационе аутистов: польза или вред?Кокосовое масло: состав, свойства, пользаПрименение кокосового масла: 30 различных способовЗеленый и коричневый кокос: в чем разница? Интересные фактыКакую соль выбрать?Типичные ошибки вегетарианцев — начинающих и опытныхАдекватная диета для восстановления ребенка или взрослого (не аутиста)Рацион вегетарианцевПравильный режим питанияСистема оздоровления Галины ШаталовойДомашняя молочная сыворотка: состав, польза, свойстваТопленое сливочное масло гхи: состав, польза, свойстваБезопасная бытовая химия по рецептам бабушекЧем заменить сахар в рационе аутиста и любого ребенка?Яйца замена в выпечкеКиноа (квиноа) в рационе питания особого ребенка + рецепт кексов из киноаКухонные принадлежности для здорового питания«Микроволновка»: польза или вредВред дрожжей: очередные страшилки или реальная угроза здоровью?Пищевой пластик и его видыТранс-жиры: влияние на организмКниги для изучения живого питанияБессолевая диета: нужна ли особым детям?Амарант: полезные свойстваКонопляное семя и конопляное молокоЧем заменить ксантан?Кокосовая мука: преимущества и недостаткиТяжелые металлы в рыбе. Норвежский лососьБатат рецепты, что это такое, полезные свойства и потенциальный вредЗеленая гречка в рационе особенных детей: ее состав и полезные свойстваМука из зеленой гречки: печем без глютенаНитраты в овощах и фруктах: как избавиться?Рафинированное масло: вредРазбился ртутный градусник: что делать?Завтрак: польза вред. Каких продуктов точно не должно быть в рационе здорового человека?Усвоение пищи: объективный взгляд на здоровье
Развитие речи у детей с аутизмом
Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются. К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.
Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям. Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи. Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки).
Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».
Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.
В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.
Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.
У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.
В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.
Обследование алаликов и прогнозы улучшения состояния
Происходит определение аутизма и алалии по ИОМ и ДОУ. Это индивидуальные маршруты сопровождения ребенка, заключения которых будут учитываться при постановке диагноза. В них отображаются наблюдения психолога, педагогов и логопедов, относительно состояния ребенка.
Именно потому, что моторная алалия и аутизм имеют различия, прогнозы на восстановления способностей детей в первом случае намного утешительнее. Так, при сопровождении ребенка, регулярных занятиях с логопедом и психологом, можно в разы улучшить речевые навыки своего чада. Причем в этом может поспособствовать и букварь для детей с алалией и аутизмом, который используется на коррекционных занятиях. Он позволяет ребенку проще воспринимать информацию, и лучше справляться с поставленными задачами по изучению письма и произношения. Также улучшается и установление связи между предметом и словом.
Так, на сайтах alalia.ru, baby.ru и разнообразных тематических форумах, можно найти примеры из жизни, когда мамочки «вытягивали» речь ребенка на качественно новый уровень. Для этого существуют конкретные методики, к примеру, Новиковой, основанной на пении. Так ребенку проще осваивать слова, произносить их правильно и к месту.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Оцени-ка статью!
Не забудьте почитать:
Алалия – моторная форма нарушения речи
Причины и классификация алалии
Алалия – это…
Определение болезни. Причины заболевания
Сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений . Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.
Основные факторы развития заболевания:
- внутриутробное инфицирование плода TORCH-инфекциями (токсоплазмозом, краснухой, герпесом, сифилисом и др.);
- гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (в результате недостатка кислорода) как внутриутробно, так и во время родов;
- глубокая недоношенность (рождение ребёнка на сроке до 37 недель, с массой тела меньше 1500 г);
- родовая травма при стремительных родах, экстренном кесаревом сечении и пр.;
- гидроцефалия, приводящая к атрофии различных отделов коры головного мозга и их проводящих путей;
- последствия менингита, менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесённых в детстве .
В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.
К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Синдромы, входящие в моторную алалию
Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?
- Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
- Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
- Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
- Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
- Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
- Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).
У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.
Плюсы метода сенсорной интеграции
Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:
- Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
- Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
- Терапевт следует за ребенком в его развитии.
- Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
- Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.
Плюсы метода:
- целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
- происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
- ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
- подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
- в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.
Диеты при аутизме, эпилепсии и ДЦП
На нашем сайте вы получите исчерпывающую информацию о том, как нужно кормить особенного ребенка: какие продукты следует исключить из его рациона, а какие, наоборот, ввести
Более того, вы познакомитесь с различными системами питания, узнаете о личном опыте их применения, и сможете выбрать для себя и членов своей семьи наиболее оптимальный рацион
Здесь для вас изложены интересные, подчас шокирующие, факты о привычных продуктах питания
С помощью богатого гастрономического опыта создателей данного ресурса, а также опыта их семей и единомышленников, вы сможете заменить вредные элементы своего меню на полезные
Обучение сенсорной интеграции
Профессиональная терапия сенсорной интеграции (сенсорно-интегративная терапия) способна оказывать благотворное влияние на нервную систему людей с ДСИ. Для удобства восприятия данный вид терапии также называют сенсорной коррекцией или просто сенсорной интеграцией.
Так, регулярно применяемая сенсорная коррекция для детей с аутизмом постепенно приводит к появлению положительной динамики в развитии ребенка, включая:
- обогащение сенсорного опыта;
- корректирование сенсомоторных (чувственно-двигательных) нарушений;
- более успешная адаптация к жизни в социуме и т. д.
Сенсорная интеграция для детей и взрослых как обучающая и терапевтическая методика состоит в оказании максимальной помощи по правильной обработке информации людям с различными расстройствами СИ. Существуют очные и заочные программы по ознакомлению с базовыми понятиями и методами сенсорной коррекции для специалистов и родителей детей с особенностями развития.
Список литературы
-
Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Высшая школа, 2013. — 608 c.
-
Гаврилова Т. А., Гаврилов А. П., Левин А. В. Микротоковая рефлексотерапия в детской неврологической практике / Учебно-методическое пособие для врачей. — Самара, 2019. — С. 47.
-
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 472 с.
-
Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. — 272 с.
-
Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М, Е. и др. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детствопресс, 2017. — 144 с.
-
Дуус П. Топический диагноз в неврологии. — М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 1995. — 381 с.
-
Живолупов С. А., Самарцев И. Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 4. — С. 78-85.
-
Жирмунская Е. А. Клиническая электроэнцефалография (цифры, гистограммы, иллюстрации). — М.: Вега-Принт, 1993. — 33 с.
-
Заваденко Н. Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции / Методическое пособие для врачей. — М.: Соверо пресс, 2005. — 64 с
-
Зыков В. П. Лечение заболеваний нервной системы у детей. — М.: Триада-X, 2009. — 190 с.
-
Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 с.
-
Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
-
Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1. — М.: ГНОМ и Д, 2012. — 496 c.
-
Одинак М. М. Топическая диагностика заболеваний и травм нервной системы. — СПб.: ДЕАН, 1997. — 216 с.
-
Петрухин A. C. Клиническая детская неврология / Руководство. — М.: Медицина, 2008. — 1088 с.
-
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Учебное пособие для высших учебных заведений. — М: Академия, 2002. — 232 с.
-
Солдаткина Ф. И., Фридман В. Л., Скибина О. Г. О диагностике нарушений слуха методом регистрации стационарных слуховых вызванных потенциалов // Российская оториноларингология. — 2009. — № 6 (43). — С. 104-106.
-
Уханова Т. А., Крюков Н. Н., Левин А. В., Гаврилов А. П. Микротоковая рефлексотерапия в восстановительном лечении пациентов с резидуально-органическим поражением ЦНС и детским церебральным параличом // Медицинская технология ФС № 2010/031 от 24 февраля 2010.
-
Уханова Т .А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2011. — Т. 111, № 8. — C. 19-22.
-
Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
-
Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей / Пособие по диагностике речевых нарушений. — М.: АРКТИ, 2005. — 239 с.
-
Madzhidova Y., Abdullaeva V., et al. Characteristic and Identification of Autism Spectra Disorders in the Conditions of Primary Health Care in Children of Early Age // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. — 2020; 24: 845-851.
-
Ukhanova T. A., Gavrilov A. P. Neue formen der rehabilitation der kinder mit einer infantilen zerebralparese (IZP) unter der Anwendung von einer mikrostromreflexotherapie // Internationaler Kongress Fachmesse. — Hannover, 2011. — Р. 163-166.
Нарушение сенсорной интеграции у детей
Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно. Особое значение имеют в этом плане осязательные импульсы, подаваемые вестибулярным аппаратом сигналы и ощущение положения частей своего тела в пространстве и относительно друг друга (так называемое чувство проприоцепции). Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.
Можно выделить нарушение сенсорной интеграции, связанное с тем, что малыш испытывает трудности с определением положения тела и его частей в пространстве. Такое нарушение бывает нескольких видов.
Вид расстройства | Симптоматика | |
Расстройство праксиса | Неспособность осуществлять координацию левой и правой стороны тела, планировать ряд движений, следующих друг за другом (незначительное нарушение проприоцептивной, тактильной сферы и обработки сигналов вестибулярного аппарата) | Ребенку трудно поймать мячик, сложно выполнять одинаковые движения левой и правой рукой или ногой |
Сложности с ощущением собственного тела и его возможностей | С трудом удерживает карандаш и пользуется им, с трудом застегивается, завязывает шнурки, надевает одежду | |
Расстройство сенсорной модуляции | Повышенная степень реакции на сигналы, поступающие от вестибулярного и проприоцептивного аппарата | Боится упасть, совершая движения по наклонной поверхности, прыжки, преодолевая даже незначительные препятствия; реагирует приступами головокружения или тошноты на перемещения и передвижения |
Пониженная степень реакции на сигналы, поступающие от органов чувств | Не замечает прикосновений к телу, не ощущает боли при порезах |
Интеграция сенсорных систем отсутствует и в ряде случаев, когда ребенок испытывает затруднения в слухо-речевой деятельности:
- отсутствие координации между сигналами, поступающими с помощью органов зрения, и моторными функциями (ребенок испытывает затруднения в процессе рисования, письма, конструирования, оценке расстояний и размеров и др.);
- нарушение координации восприятия сигналов, поступающих от слуховых анализаторов, и работы речевых центров коры головного мозга (ребенок испытывает трудности в восприятии информации на слух в присутствии шумов непривычной для него среды, отличается заметным отставанием в речевом развитии).
Дисфункция сенсорной интеграции у детей может быть выявлена родителями или педагогами по набору нескольких признаков, например, если ребенок гиперактивен или агрессивен, не может длительно заниматься одним делом, избегает контактов со сверстниками и взрослыми, испытывает неуверенность в процессе ориентации в пространстве, по ряду показателей отстает от средней возрастной нормы (в физическом, речевом, интеллектуальном развитии).
Методы сенсорной интеграции
В качестве терапевтической методики сенсорная интеграция для аутистов и других особенных детей позволяет получить принципиально новое понимание факторов, приводящих к поведенческим нарушениям, и успешно скорректировать аномальное поведение. Во время сеансов сенсорно-интегративной терапии в сенсорной комнате широко используется различное спецоборудование – утяжеленная одежда, балансиры, игрушки определенных текстур и т. д.
Занятия по сенсорной интеграции
Сенсорная коррекция или сенсорная интеграция при аутизме, синдроме Дауна, ДЦП, СДВГ, прочих психоэмоциональных и физических особенностях проводится в формате регулярных стимуляционных занятий. Рекомендуемая частота занятий – не менее 2–3 раз в день. По прошествии 3-месячного каждого периода содержание занятий может быть скорректировано в зависимости от достигнутых результатов.
Коррекционная программа помогает детям с дисфункцией СИ адекватно интерпретировать свои чувственные сигналы и адаптироваться к новым. Для максимальной результативности сенсорно-интегративную терапию рекомендуется сочетать с другими коррекционными методикам, особенно с АВА-терапией.
Упражнения для сенсорной интеграции
Регулярное применение специальных сенсорно-интегративных коррекционных упражнений в рамках занятий по сенсорной интеграции позволяет сформировать у ребенка полноценные механизмы для познания и ощущения мира и себя в нем. Терапевтический комплекс включает в себя различные упражнения:
- тактильная стимуляция, направленная на разработку чувствительности ладоней, кожи тела, стоп, лица;
- зрительная стимуляция – взаимодействие с предметами ярких расцветок или, наоборот, проведение терапевтических сеансов при приглушенном освещении;
- обонятельная и вкусовая стимуляция – упражнения проводятся при помощи запахов и вкусов различной интенсивности;
- стимулирование вестибулярного аппарата – техника, основанная на активных движениях: прыжках, кувырках, поворотах.
Использование отдельных видов стимуляции зависит от имеющихся проблем в каждом индивидуальном случае.
Коррекция сенсорной интеграции в домашних условиях
При сенсорной дезинтеграции некоторые коррекционные упражнения, основывающиеся на базовых видах физической активности, можно проводить и в домашних условиях, например:
-
- танцы, ходьба и бег вокруг различных предметов с сохранением определенной дистанции;
- игры с воздушными шарами, предметами различной текстуры, пластилином, макаронами (отварными либо сырыми), крупой или песком;
- различные виды прыжков – в длину, ширину, высоту (можно использовать небольшой батут);
- игры, основанные на сортировке мелких предметов или игрушек по цвету, размеру, весу (от легких к более тяжелым и наоборот);
- рисование тонких и широких линий при помощи разных письменных принадлежностей – карандашей, гелевых ручек, маркеров, мела;
- раскачивание и кручение на домашней качели (тренировка вестибулярного аппарата);
- физические упражнения, основанные на имитации поведения различных животных.
В зависимости от индивидуальных проявлений нарушений сенсорики перечисленные методы можно комбинировать. Также стоит регулярно применять отдельный комплекс физических упражнений при аутизме, который будет подаваться как часть игры и служить своеобразной разминкой.