Диагностика
Применяются такие методы как:
- Магниторезонансная томография
- Электроэнцефалография
- Рентгенография черепа
- Лор-исследования
- Аудиометрия
Для того, чтобы оценить, насколько повреждения выражены в головном мозге, необходимо проведение ЭЭГ, МРТ, рентгенологического исследования черепа, эхоэнцефалографии,
Для точечной диагностики сенсорной алалии и тугоухости используют отоскопию, аудиометрию, различные методы исследования слухового восприятия.
Если у ребёнка помимо речевых нарушений имеются другие патологии, важно проверить его на олигофрению, аутизм, дизартрию, задержку умственного развития. Исследуются также способности ребёнка к устной речи
Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов
Исследуются также способности ребёнка к устной речи. Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов.
Моторная алалия: симптомы
К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.
Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.
Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.
Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.
Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.
Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью
Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы
Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.
Методы лечения
Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.
Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.
Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:
- Расширение словарного запаса;
- Распознавание смысла слов;
- Появление связной речи;
- Мотивация у ребёнка к говорению.
Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.
Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.
Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.
Лечение моторной алалии
Мероприятия, направленные на коррекцию моторной алалии у детей, носят комплексный характер. Терапия состоит из таких элементов:
Прием ноотропных препаратов, которые стимулируют мозговую активность и способствуют созреванию мозговых структур (например, Нейроксон). Также полезны витаминные комплексы.
Процедуры в кабинете физиотерапевта. При моторной алалии полезны иглорефлексотерапия, электрофорез, магнитотерапия, электростимуляция, лазеротерапия.
Работа с логопедом. Специалист работает со всеми аспектами речи. Цель работы – формирование пассивного и активного словарного запаса ребенка, коррекция фразовой речи и грамматики, звукопроизношения, развитие связной речи
Логопед уделяет особое внимание такому аспекту, как совершенствование коммуникативных возможностей ребенка.
Логопедический массаж языка и массаж мускулатуры артикуляционного аппарата при помощи специальных зондов.
Как проходит коррекционная работа при моторной алалии, рассказывает логопед Татьяна Логвиненко:
https://youtube.com/watch?v=oZ7EGa6c55A
В домашних условиях работать с ребенком можно таким образом:
- Называть разные окружающие предметы и просить ребенка повторять их названия. Чем больше названий выучит ребенок, тем быстрее будет пополняться его словарный запас.
- Постоянно работать над произношением разных слов.
- Показывать ребенку буквы, выписанные на отдельных карточках, а затем называть как можно больше слов, которые начинаются с них. После этого просить ребенка, чтобы он показывал букву, с которой начинаются разные слова, и проговаривал это слово полностью.
- Как можно больше разговаривать с ребенком, у которого была выявлена моторная алалия. Речь должна быть правильной, плавной, понятной.
- Полезно показывать малышу книги с яркими иллюстрациями – это поможет заинтересовать его и привлечь к чтению.
- Следует рассказывать ребенку интересные истории.
- Можно ввести в курс домашней коррекции развивающие компьютерные игры – например, на определение цвета, собирание картинок из отдельных фрагментов в единое целое.
В течение длительного времени у ребенка с моторной алалией сохраняется затруднение в намеренной речи: если он говорит по собственной инициативе, то может делать это довольно долго и свободно, но если у него что-то спрашивают или просят назвать наименование предмета, возникают трудности.
Достаточно долго сохраняется нарушение в структуре слов – от некоторых из них может сохраняться только ритмический рисунок либо контур (звуки «ааа» от слова «рисовать»).
Также в течение долгого времени сохраняется трудность в общении с окружающими. Дети нередко остаются молчаливыми, не вступают в беседы.
Примеры упражнений
Маятник
Ребенок должен высунуть язык наружу и совершать им движения со стороны в сторону.
Надувание щек
Малыш должен надуть щеки, как будто он сильно на кого-то обиделся.
Трубочка
Необходимо, чтобы он вытянул губы вперед, соединив их, как будто это – маленькая длинная трубочка.
Весна
Ребенок должен щуриться и улыбаться, представляя, как он греется на солнышке.
Берлога
Пусть малыш представит, что он маленький мишка, спящий в своем домике. И вот к нему закралась талая вода. Пусть покажет, как он испугался, после удивился и обрадовался наступлению тепла.
Солнышко
Ребенок должен представить, что над ним ярко светит солнышко, и посмотреть вверх. Теперь же ему нужно взглянуть на цветочки, которые распустились внизу.
Можно ли вылечить алалию?
То, насколько легко вы избавитесь от алалии, во многом зависит от стадии заболевания во время обращения к специалисту. Чем раньше родители вместе с ребенком обратятся за помощью, тем проще и быстрее будет лечение.
Чтобы поставить правильный диагноз, врачу потребуются результаты постоянного изучения анамнеза пациента и изменений в нем. Так лучше всего прослеживается динамика заболевания.
Также необходимы результаты прохождения электроэнцефалограммы и диагностики уровня слуха, которая может производится несколько раз, для получения более точного результата.
Занятия с логопедом — эффективный метод лечения патологии
Специалистом также осуществляется проверка развития ребенка. В некоторых случаях, задержка речевого развития — это следствие общей задержки в развитии ребенка. В раннем возрасте это может быть не очень заметно, но дальше отставание будет прогрессировать.
На основании всех описанных выше манипуляций и осмотра ребенка, ставится соответствующий диагноз, назначается лечение.
Как только диагноз будет поставлен, нужно приступать к лечению. Оно будет включать в себя прием медикаментов и постоянные занятия с логопедом, на которых ребенка научат:
Правильно, четко и разборчиво произносить слова, начиная с самых простых
Правильно выполнять разные речевые операции
Делать артикуляционную гимнастику, в которой задействованы губы, щеки, язык
Акцентировать и удерживать внимание на окружающих ребенка предметах
При данных занятиях значительно расширится словарный запас малыша, что влечет за собой еще и общее умственное развитие.
Кроме регулярного посещения врача, важно так же заниматься с ребенком дома. Здесь, среди родных людей и в привычной обстановке, он более расслаблен и открыт
Этим обязательно нужно пользоваться.
Не стоит использовать для этого какие либо трудные или непонятные слова. Называйте предметы, которые вас окружают и просите повторить за вами. Конечно, сначала это будет получаться очень тяжело, но со временем ребенок привыкнет к такой «работе», увидит свои первые успехи и будет стараться еще больше.
Важно, после каждого, даже небольшого успеха хвалить ребенка, возможно, как-то поощрять его. При условии, что поражения отделов головного мозга были не критическими и при выполнении всех требований и рекомендаций врача, спустя некоторое время вы полностью забудете об алалии, а ребенок начнет говорить красиво, членораздельно и правильно
Кроме того, значительно увеличится активный словарь малыша, что скажется на его возможности правильно и грамотно формулировать собственные мысли
При условии, что поражения отделов головного мозга были не критическими и при выполнении всех требований и рекомендаций врача, спустя некоторое время вы полностью забудете об алалии, а ребенок начнет говорить красиво, членораздельно и правильно. Кроме того, значительно увеличится активный словарь малыша, что скажется на его возможности правильно и грамотно формулировать собственные мысли.
Помните, алалия это вовсе не приговор, это только болезнь, при которой ребенок нуждается в дополнительных манипуляциях, процедурах и лечении, а так же в любви, заботе и терпении его родителей и близких людей.
Смотрите познавательное видео:
08 Сен 2017 Юки
363
Симптомы алалии у детей
Запас слов пациента с сенсорной алалией скудный (по сравнению с возрастной нормой). Он состоит только из фраз, необходимых для повседневной жизни. Алалики плохо осваивают новые слоги, буквы, звуки. Ребенок путает значения слов, употребляет их неуместно. Малыши для общения используют только простые предложения.
При таком состоянии ребенку сложно последовательно рассказывать о событиях. Из-за глубокой речевой недостаточности при заболевании часто наблюдается вторичное нарушение интеллекта.
Моторная форма
Дети с этой формой заболевания неуклюжи, у них нарушена координация движений, недостаточно развита мелкая моторика. Симптомы болезни связаны с нарушениями речи, психики, работы нервной системы. Первые признаки моторной алалии:
- трудности с завязыванием шнурков;
- нарушения слуховой памяти;
- агрессивность;
- капризность.
Сенсорная
При заболевании этого типа неспособность говорить сопровождается высокой восприимчивостью к окружающим звукам. Дети с таким заболеванием пытаются много разговаривать, но их речь состоит из плохо различимых звукосочетаний, обрывков слов.
Пациенты часто навязчиво повторяют один слог. Характерной особенностью является потеря понимания фразы при перестроении слов или изменении тембра голоса. Для общения алалики применяют активную жестикуляцию, бурно выражают эмоции мимикой. Сенсорная форма болезни иногда становится причиной вторичных нарушений умственного развития
Такие дети с трудом удерживают внимание, часто отвлекаются, быстро устают
Смешанная
Сенсомоторная алалия – самый тяжелый вид заболевания, сочетающий в себе симптомы моторной и смешанной форм. Больные плохо воспринимают обращенную к ним речь, не могут сами ее воспроизводить.
Симптомы сопровождаются расстройствами личности и поведения. У детей отсутствует усидчивость, они капризны и непослушны. Заболевание плохо поддается коррекции, поэтому лечение может длиться несколько лет.
Лечение детской алалии
Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.
Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.
Физиотерапия
Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.
Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.
Педагогическая коррекция
Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.
- Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
- Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
- Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
- Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.
Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.
Клинические признаки
Алалия у детей возникает в результате повреждения одного из двух центров речи коры головного мозга.
Первый центр – речеслуховой анализатор расположен в височной области головного мозга и отвечает за понимание речи (Вернике).
Второй — речедвигательный центр отвечает за моторику мышц речевого аппарата (Брока). В зависимости от того, какой речевой центр поврежден, алалия делится на две формы: сенсорную и моторную. В отдельных случаях у детей встречается смешанная сенсомоторная или мотосенсорная форма.
Сенсорной (недоразвитие импрессивной речи)
Проявляется нарушением фонетической функции речи и отсутствием звуковой дифференциации. При этой форме слух сохранен, но ребенок плохо понимает или совсем не понимает смысла речи окружающих людей. Он может разговаривать достаточно хорошо и много, но несвязными между собой словами, чаще всего искажает слова или просто повторяет слова, произносимые окружающими.
Сенсорная форма алалии может приводить к задержке умственного развития ребенка, трудностям в общении со сверстниками, низкой успеваемости, плохому обучению чтения и письма, заниженной самооценке.
Сенсорная алалия считается менее изученной формой, чем моторная алалия. Это возможно объясняется тем, что она встречается значительно реже и ее своевременный дифференциальный диагноз может быть довольно затруднительным.
Характерные признаки синдрома Аспергера у детей и возможные способы лечения заболевания.
Как распознать шизофрению у ребенка на ранней стадии? Читайте в этой статье о симптомах и лечении болезни.
Моторной (недоразвитие экспрессивной речи)
В зависимости от поврежденного отдела моторная алалия у ребенка бывает афферентной и эфферентной. При афферентной алалии повреждается постцентральная извилина левого полушария. Эфферентная алалия развивается вследствие повреждения премоторной зоны коры головного мозга. Моторная форма у детей диагностируется чаще, чем сенсорная.
У детей с этой формой сильно нарушена координация, они малоактивны (реже гиперактивны). На фоне задержки речевой функции возможно отставание в общем развитии. Слова не согласуются в роде, падеже, ребенок не правильно употребляет предлоги, перестанавливают слоги и звуки в словах, имеет ограниченный словарный запас, предложения составляет из пары слов (2-3 слова), ему также трудно определять причинно-следственную связь событий.
Речь таких детей часто сопровождается заиканием, выраженной диссоциацией между импрессивной и экспрессивной речью. В особо тяжелых случаях речевая функция у ребенка может полностью отсутствовать.
При моторном типе алалии ребенок хорошо понимают то, о чем ему говорит собеседник и знает, что хочет сказать сам, но речь ему трудно дается.
В раннем возрасте характерно отсутствие или ограничение детского лепета. Ребенок молчаливый, все понимает, но не разговаривает. Первые слова и фразы начинает говорить поздно, речь замедленна, словарный запас ограниченный, ребенок не может употреблять синонимы, антонимы.
У детей возникает замкнутость, капризность, неуверенность в себе, обидчивость, истеричность, склонность к слезам, как реакция на речевую недостаточность. Самостоятельно диагностировать алалию сложно, многие родители обнаруживают ее у ребенка достаточно поздно.
При смешанной алалии нарушается связь мозга с речевым аппаратом, и способность воспринимать чужую речь. Ребенок плохо разговаривает и не понимает речь. Это самая тяжелая форма нарушения речевой функции.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Оцени-ка статью!
Не забудьте почитать:
Алалия – моторная форма нарушения речи
Причины и классификация алалии
Алалия – это…
Патогенез
В условиях повреждения центрального отдела речеслухового анализатора при сохраненном слухе ребенок не понимает смысла слов. Такое расстройство процессов синтеза и анализа звуковых сигналов – слуховая агнозия. При этом состоянии малыш слышит слова, но у него отсутствует понимание смысла.
Сбой в работе механизма восприятия речи провоцирует неспособность сформировать звуковые модели, воспринимать целые слова, а также узнавать, различать и запоминать их.
Из-за неполноценных слуховых реакций у ребенка блокируется передача импульса на речедвигательный и речезрительный анализатор. Результатом этого становится невозможность сопоставлять звучание слов с действиями или предметами. Такое явление носит название замыкательной акупатии.