Меню Рубрики

Умственная отсталость: степени, причины, лечение

Причины умственной отсталости

Умственная отсталость достаточно распространена и, невзирая на схожесть клиники, причины её настолько разнообразны, что зачастую диву даешься

При этом нет даже направления, на которое первоочередно стоит обратить внимание из-за того, что факторы провокации способны найтись как с внешним влиянием, так же и при многих внутренних патологиях. Отдельные группы резко и комплексно влияют на умственное развитие малыша, а иные лишь частично

Влияние любой первопричины должно состоятся в материнской маточной утробе, в процессе таинства рождения или в первые 3-и года жизненного цикла индивида.

Наиболее распространены интоксикационные процессы, их влияние, несомненно, оказывает значительное негативное воздействие в качестве первопричины. Когда малыш еще в утробе мамочки, то прием ей препаратов, особенно антибиотиков, противогельминтных, цитостатиков, моноклональных антител, анестетиков, многих нейролептиков, снотворных и многих иных, способен привести к тератогенному эффекту с последующем развитием многих патологий и умственной отсталости. К экзогениям также принадлежит алкоголизм, наркомания, токсикомания, интоксикации при инфекциях также способны так воздействовать.

Многие патологии матери имеют сильнодействующее влияние на развитие частей плода, так называемые, сейчас распространенные ТОРЧ-инфекции, к ним принадлежат: краснуха, герпес вирус, цитомегаловирус, токсоплазмоз и иные. Особенно опасно заразиться этой патологией во время беременности, и иметь острую форму этих патологий, поскольку практически все вирусы проходят плацентарный гематологический барьер и имеют способность поражать плод.

В отдельных случаях осложнения простудных заболеваний, любых бактериальных, скарлатина, и вирусных, а особенно новых недавно обнаруженных вирусов способны привести к подобным последствиям. Хронические патологии у мамы также ведут к подобному исходу, в силу неверного метаболизма, тяжелой дистрофии со снижением кровенаполнения и общих сил организма. Нередко умственную отсталость провоцирует сердечная недостаточность, сахарный диабет.

Гинекологические проблемы, которые впоследствии перерастают в акушерские также могут относиться к первопричинам. Неверное развитие плаценты, старение плаценты, отслойка плаценты, многоплодная беременность с патологическим течением, много- или маловодие.

При травматических выразительных поражениях во время моментов беременности, аварии, падения, нападения, побоев, а также при родах с нюансами и осложнениями, при клинически суженном и узком тазе, неверном ведении родов, применении травматических методов родовспоможения, акушерских щипцов, чрезмерного давления на череп при скорых родах или затяжных также может развиться данная патология. Применение наркоза во время родов с развитием гипоксии также способно развить такое состояние, а также гипоксия плода, нередко вплоть до его ишемии. Гипоксические поражения имеют тяжелое восстановление.

Среди эндогенных факторов важнейшую роль имеет наследственная отягощенность, возраст матери, близкородственные браки, генетические, хромосомные и геномные мутации, которые ведут к патологической закладке в работе органов и мозга. Резус конфликт, как и конфликт групп крови способен приводить к умственной отсталости, если не к мертворожденности. Хромосомные заболевания, генетически проявляющие себя в виде трисомии по 21 хромосомной паре – синдром Дауна, по 18 паре – синдром Эдвардса, по 13 паре – синдром Патау.

Отдельные генные патологии, например фенилкетонурия, способны привести к умственной отсталости из-за накопления токсических метаболитов и нарушения обменом белков. Отсутствие гормонов щитовидной железы, тироксина, трийодтиронина также ведет к развитию умственной отсталости – кретинизму, поскольку у детей до трех лет этот гормон отвечает за развитие мозга. Именно поэтому на эти патологии обследуют сразу же в первые миги после рождения малютки.

Но даже рождение здорового крохи без наличия каких-либо сбоев и аномалий не дает защиты или гарантий в будущем

Очень важно избегать инфекций, особенно менингита в столь юном возрасте из-за риска развития умственной отсталости. Неправильное питание, кахектические включения, травмы, интоксикации, отравления, плохое питания, нелицеприятная экология также способны отравить жизнь малютке и не дать ей шанса влиться в здоровое общество

Симптомы психического заболевания

Первые признаки олигофрении проявляются в раннем возрасте, когда ребёнок начинает значительно отставать от сверстников в умственном, эмоциональном развитии, наблюдаются разные психические дефекты.

Невнимательность, неусидчивость и эмпатия к другим — это признаки начальной олигофрении

Основные проявления дифференцированных форм олигофрении:

  • невнимательность, неспособность долго сосредотачиваться на определённом действии, сложности с запоминанием;
  • неусидчивость, детям-олигофренам тяжело соблюдать режим дня, они не выполняют указания родителей, гиперактивны;
  • отсутствие эмпатии, ребёнок часто ведёт себя нетактично, не прислушивается к мнению других, ему сложно строить доверительные и дружеские отношения;
  • неспособность анализировать события и информацию, делать выводы, умственно-неполноценным детям сложно обобщать и сортировать предметы, что вызывает проблемы при обучении;
  • возникают сложности с адаптацией к новым людям, резкая смена привычной обстановки может спровоцировать приступ агрессии;
  • дети-олигофрены на детской площадке, в детских коллективах ищут уединения, поскольку общение с незнакомыми людьми вызывает сложности.

Внешние признаки – нарушение пропорциональности черепа, телосложения, отставание в половом созревание, росте, нос и лицо приплюснутые, глаза широко расставлены.

Существует много фото больных, на которых можно увидеть выраженные симптомы патологии.

Уроки для детей олигофренов

У людей с умственной отсталостью наблюдают различные физические патологии

Нередко у новорождённых с умственной отсталостью наблюдается заячья губа, мизинец очень короткий и вывернут внутрь, на ладонях просматривается чёткая одиночная поперечная складка.

Олигофрения и шизофрения – разные заболевания. У шизофреников редко бывает слабоумие, но у олигофренов могут проявляться и симптомы шизоидных расстройств.

Олигофрения в стадии имбецильности

Если ставится диагноз «олигофрения в стадии имбецильности», что это такое – средняя степень патологии. Интеллект и психическая сфера развиты слабо, частично, IQ 20–49. Обычно формирование заболевания начинается еще материнской утробе. Имбецильность имеет несколько стадий. Она оценивается по шкале IQ (указывается в баллах):

  • легкой, когда симптоматика минимальна, а тестирование показывает от 35 до 50;
  • выраженной (проявляются признаки заболевания), а значение 25–34;
  • глубокая (больной почти не обучаем, ему нужен круглосуточный контроль и уход), тестирование показывает 20–25.

Люди в стадии имбецильности могут себя обслуживать сами, выполнять некоторые простейшие действия, даже отличать съедобное от не съестного. Однако мыслят примитивно и имеют очень малый запас слов (максимум до 300), отсюда – косноязычие. Они очень подвержены внушению, инертны, в новом окружении или обстановке быстро теряются, не отличаются инициативностью.

Несмотря на способность обслуживать себя самостоятельно, не могут выполнить даже простейшую работу. Они очень любят родных и близких, понимают и реагируют. Когда их хвалят или ругают, знают имена родителей, но могут их путать. В от преобладающих черт характера могут быть разными – скромными, застенчивыми и добрыми или, наоборот, – злобными и довольно агрессивными, а также разниться и поведение. Одни характеризуются как равнодушные личности, апатичные, другие – чрезмерно подвижны. На лице не видно никаких реакций, оно выглядит застывшим. Для олигофрении характерно редкое мигание, грубая анатомия черепа (микро- или гидроцефальный) с неправильным расположением ушей, дефектным прикусом.

При этом сильно заметно нарушение мелкой моторики, координации движений – они угловатые, неуверенные, скованные, а походка отличается неуклюжестью. Олигофренам в средней стадии заболевания недоступны точные действия. Такие люди сфокусированы на своих потребностях. Часто прожорливы, неряшливы.

Имбецильность отличается очень узким кругозором, слабой волей, плохой памятью, но имеют хороший слух. Больные часто допускают неточности при описании. Если находятся в спокойной и привычной для себя обстановке, без раздражающих факторов, то могут даже научиться читать, но по слогам. Чтобы они запомнили какие-то определенные действия (например, для самообслуживания) требуется много повторений.

Для олигофренов в стадии имбецильности адаптация в социальной среде сильно затруднена. Они подсознательно чувствуют собственную ущербность в сравнении с другими. Трудиться могут только по заученным шаблонам, и малейшее изменение вызывает сильную растерянность и ступор. Активные больные могут совершать антисоциальные и даже опасные для других людей поступки, склонны все время убегать.

Причины заболевания

Сейчас обнаружено более 300 патологий, которые провоцируют развитие олигофрении. Ученые доказали, что увеличение Х-хромосом тоже ведет к утяжелению слабоумия. Больше 80 процентов наследственных болезней возникают из-за сбоя обменных процессов. Слабоумными рождаются дети и вследствие кровно-родственных связей или браков. Причины олигофрении врожденные и приобретенные могут быть обусловлены многими факторами:

️ радиационное воздействие;

️ алкоголизм родителей (и даже одного из них, особенно – матери);

️ отравление беременной химикатами, тяжелыми металлами и т. д.;

️ поздний токсикоз;

️ заболевания печени, почек, сердца (в т. ч. и недостаточность);

️ гормональные сбои;

️ вирусные патологии (краснуха, герпес и т. д.);

️ плохое кровообращение в плаценте;

️ действие на организм некоторых видов медицинских препаратов;

️ хромосомные или генные аномалии (болезни Ангельмана, Дауна и т. д.);

️ наследственная предрасположенность;

️ перенесенная беременной инфекция (например, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз и др.);

️ конфликт резус-фактора;

️ любые ферментативные нарушения;

️ наркотики, которые употребляла беременная;

️ рентген-облучение;

️ плохие схватки или стремительные роды;

️ дефицит йода, который очень важен при формировании НС плода;

️ некоторые акушерские приемы (например, выдавливание плода);

️ применение вакуум экстрактора при родах;

️ сложные роды с черепно-мозговыми травмами и асфиксией.

Существует ряд хорошо изученных болезней, которые сопровождаются слабоумием:

1. Микроцефалия. При этом уменьшаются размеры черепной коробки и мозга.

2. Токсоплазмоз. Вызывается паразитами. В итоге инфекция проникает в плод и провоцирует различные пороки развития (в т. ч. головного мозга).

3. Синдром Дауна. Она характеризуется появлением 21-й хромосомы. Болезнь сопровождается изменением в физ-развитии, задержкой умственного, пороками сердца.

4. Гидроцефалия. В желудочках мозга головы накапливается чрезмерное количество ликвора, отток которого сильно затруднен.

5. Фенилкетонурия. При ней нарушается метаболизм фенилаланина. В результате увеличивается количество токсинов. Если лечение назначено в начале заболевания, то развитие слабоумия можно предупредить.

Другие причины возникновения олигофрении – детские инфекции, недостаток общения. Такой фактор обычно присущ неблагополучным семьям, так как появление патологии провоцируется не только отклонениями на физическом уровне, но и нарушениями ЦНС, соц-факторами (например, когда ребенок с детства не получает интеллектуального развития).

Примерно половина случаев появления имбецильности и идиотии – это следствие сбоев на генетическом уровне. Например, при болезнях Вильямса, Дауна, Ангельмана или Прадера-Вилли, Ретта. К поражению плода ведет иммунологический конфликт между формирующимся ребенком и его матерью.

Лечение

Лечение в основном симптоматическое. Применяют лекарственные средства, стимулирующие мозговой метаболизм (ноотропил, аминалон, церебролизин, липоцеребрин, глутаминовую к-ту и др.); психостимуляторы (фенамин, сиднокарб, индопан и др.); витамины группы В; дегидратирующие средства (сульфат магния, диакарб, лазикс); препараты рассасывающего действия (бийохинол, йодид калия), биогенные стимуляторы (напр., экстракт алоэ).

При судорожном синдроме назначают систематический прием противоэпилептических средств. При О., осложненных психопатоподобными и неврозоподобными расстройствами, применяют нейролептики (аминазин, меллерил, тизерцин, неулептил) и транквилизаторы (элениум, седуксен, радедорм, триоксазин) . Специфическая (патогенетическая) терапия возможна при нек-рых метаболических формах О. (при фенилкетонурии, гомоцистеинурии, галактоземии, фруктозурии, сахаро-зурии).

Она включает соблюдение диеты в виде ограничения натуральных белковых продуктов или продуктов, содержащих определенные углеводы (молоко, фрукты, сахар, сладости); при фенилкетонурии, кроме того, применение гидро лизатов белка или смесей аминокислот, не содержащих фенилаланина (аминогран, берлофен и др.). При О., связанной с врожденным гипотиреозом, проводят лечение тиреоидином.

Реабилитация больных О. предусматривает мероприятия по специальным видам воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков (олигофренопедагогика): консультации по вопросам воспитания в семье, воспитание в домах ребенка и яслях для детей с последствиями ранних органических поражений ц. н. с., обучение детей с дебильностью во вспомогательных школах (по специальным программам), воспитание детей и подростков с резкой и глубокой умственной отсталостью в специализированных интернатах социального обеспечения.

Трудовая адаптация и проф. ориентация умственно отсталых детей в степени дебильности начинается во вспомогательных школах, при имбецильности — в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах. Взрослые с легкой степенью умственной отсталости, как правило, работают на производстве, где не требуется высокая квалификация. Больные О. с неглубокой имбецильностью адаптируются в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах и при нек-рых производствах (на несложных операциях).

Подростки с более глубокой имбецильностью получают элементарные трудовые навыки в интернатах социального обеспечения или в семье. Взрослые больные в степени неглубокой имбецильности обычно получают II группу инвалидности, при глубокой имбецильности и идиотии назначают I группу инвалидности. В случаях выраженной дебильности может быть назначена III группа инвалидности. Решение вопроса о группе инвалидности при неглубокой умственной отсталости зависит от сопутствующих нервно-психических расстройств.

Прогноз зависит от глубины умственной отсталости и клин, формы О. При неосложненной О. в степени дебильности возможна полная социальная адаптация, к-рая исключает необходимость в наблюдении психиатра. Социальный прогноз неглубокой имбецильности и идиотии и прогноз в отношении клин, выздоровления неблагоприятны.

Поддержка людей с УО

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.

Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).

Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.

В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.

Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.

Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.

Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.

Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.

Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.

В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.

При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.

Диагностика

Диагноз олигофрения ставится на основании совокупности нескольких факторов.

Обязательно оцениваются:

1. Бытовые навыки. 2. Психическое состояние. 3. Уровень социальной адаптации. 4. Умственное развитие. 5. Перенесенные заболевания.

Дети, страдающие олигофренией, не умеют действовать по образцу, недоразвиты в определенных видах деятельности (рисование, конструирование, игра), не проявляют должный интерес к окружающему миру.
ЗПР и умственная отсталость: отличия (таблица)

Есть несколько внешних признаков, которые могут говорить об олигофрении:

1. Нос и лицо приплюснуты. 2. Глаза скошены и приподняты вверх. 3. Мизинец укорочен и подвернут внутрь. 4. На ладони только одна складка, называемая обезьяньей. 5. Большой палец на ноге далеко отставлен. 6. На ступне развиты кожные складки.

  • Для постановки диагноза используют также тест на умственную отсталость. Обычно это тест Векслера и шкала интеллекта Станфорд-Бине.
  • Такими методами можно выявить и органическое поражение мозга. Для этого проводят тест зрительной ретенции Бентона и гештальт-тест Бендер.
  • Социальную приспособленность оценивают Шкалой Адаптивного Поведения Вайнленда и Шкалой Социальной Зрелости Вайнленда.

Видео:

Симптомы и признаки умственной отсталости

Умственная отсталость всегда врожденная именно поэтому вся симптоматика проявляет себя с раннего периода детства. Психические процессы всегда недоразвиты в таких прискорбных случаях, поэтому все поведение сходится к измененному патологическому эмоциональному поведению.

Интеллект всегда явно нарушен, при этом персона не абстрагирует, не анализирует, с трудностями совершает математические действия и плохо запоминает любые данные. Хотя у некоторых при отдельных проявлениях может наблюдаться гипермнезия.

Психическое недоразвитие проявляется в эмоциональном обеднении, отсутствие нормального настроения и эмоционального реагирование. Всегда наблюдается в осмотре и жалобах значительное интелектуально-мнестическое отставание от одногодок детей, торможение происходит в любом возрасте, малыш позже начнет ходить, позже скажет первое слово, с опозданием разовьются все его нервно-моторные функции.

Такие дети с некими отклонениями не способны общаться с погодками из-за внушительной разницы интеллекта. У взрослых это также может выявляться в дезадаптации к социальным отношениям.

Умственная отсталость у детей затрагивает все сферы когнитивного функционирования, нередко нарушается речь, движения также очень характерны, замедлены и не схожи с типичными для этого возрастного контингента. Умственная отсталость у детей терминуется чаще олигофренией и проявляется разной степени интеллектуальными нарушениями, считается, что олигофрения более типична как готовый диагноз с выясненными причинами, а при криптогенной этиологии чаще называют умственную отсталость.

Умственная отсталость у детей проявляется органическими нарушениями и нередко проявляет себя в педагогической обучаемой и социальной запущенности. Дефект сохраняется и в зрелости, именно поэтому эти персоны имеют необходимость в надлежащем уходе. Позитив в этом лишь один — процесс не прогрессирует, что значит, что ситуационное положение в отличие от приобретенной деменции не ухудшается.

Характеристики умственной отсталости медицински проявляются в неких ожиданиях, что, например, ребенок-подросток способен перерасти ее частично, но, при этом раскладе, не доходя к норме, просто интеллектуально он становится немного более развит.

У взрослых помимо детских нарушений интеллекта проявляются нарушения интимного поведения, нередко половая неразборчивость. Они легко раздражаются, часто ведут себя навязчиво. Отдельно в диагноз выносятся нарушения поведения, которые от мелких проступков могут доходить до полноценных правонарушений.