Меню Рубрики

Ринолалия в логопедии. что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

Содержание скрыть

Введение

Среди врожденных пороков развития одно
из первых мест занимают расщелины
верхней губы, твердого и мягкого неба.
Частота такой патологии составляет 1
случай на 600-700 рождений. Основной речевой
дефект у таких детей — открытая органическая
ринолалия.

В данном учебном пособии рассматриваются
причины и патогенетические механизмы
ринолалии, дается анализ структуры
дефекта, первичных и вторичных отклонений
развития у детей с данной патологией,
предлагается характеристика программы
диагностики и коррекции нарушений
звукопроизношения и тембра голоса при
данном нарушении.

Учебные материалы предназначены
студентам дефектологического факультета
специальности «Логопедия» и
направлены на дальнейшее совершенствование
подготовки логопедов — их профессиональных
практических умений и навыков по
коррекции первичного дефекта и вторичных
отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия: ознакомление
студентов с основными понятиями и
закономерностями общего, речевого и
психического развития детей с
челюстно-лицевой патологией, с
анатомо-физиологическими механизмами
речи при ринолалии, с методами диагностики
и коррекции голоса и речи при данном
нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

ознакомление студентов с этиологией
и патогенезом ринолалии;

— ознакомление с приемами и методами
медико-психолого-педагогической
диагностики состояния детей с врожденными
расщелинами губы и неба;

— формирование теоретических и практических
представлений о комплексном подходе к
устранению данной речевой патологии;

— ознакомление студентов с методиками
коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину
«Ринолалия», должны знать:

— этиопатогенетические механизмы
ринолалии;

— клиническую и психолого-педагогическую
характеристику детей с ринолалией;

— основные методики коррекционного
воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

проводить обследование детей с
ринолалией;

— определять первичные и вторичные
нарушения в структуре речевого дефекта;

— осуществлять выбор коррекционных
методик, планировать и проводить
коррекционную психолого-педагогическую
работу в до- и послеоперационный периоды
с детьми с врожденными расщелинами губы
и неба.

Студенты должны владеть навыками:

— составление протокола обследования,
анализ материалов обследования, отбор
речевого и дидактического материала
для логопедических занятий.

Цели и задачи логопедической работы при ринолалии

Содержание логопедической работы с ребенком с ринолалией определяется четко поставленными целями, а они в свою очередь вытекают из принципов. Главную цель на дооперационном этапе воздействия можно обозначить как предупреждение всех возможных сопутствующих отклонений в речевом, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Другими словами, логопед должен оказать такую помощь, чтобы еще до появления явных нарушений успеть скорректировать их. Для достижения цели он решает ряд задач:

  1. Предупреждает развитие астенического синдрома. Для этого используются активные игры, специальная физкультура, соответствующие возрасту.
  2. Предупреждает ошибочную фиксацию языка в артикуляции. Эффективен для решения проблемы оказывается логопедический массаж при ринолалии.
  3. Предупреждает развитие неправильного способа дыхания. Для этого разрабатывается дыхательная гимнастика, соответствующая характеру нарушения.
  4. Активизирует мышцы, отвечающие за небно-глоточное смыкание. Помимо уже перечисленных методов, для этого используется артикуляционная гимнастика.
  5. Развитие голосовых характеристик. К работе привлекаются игры, музыкальные упражнения.

После операции логопед нередко продолжает решать те же самые задачи или закрепляет уже полученный результат в новых физиологических условиях

Помимо это внимание уделяется слуховому контролю. При этом главная цель меняется: логопеду необходимо полностью автоматизировать нормальную речь

Закрытая ринолалия

Характеризуется пониженным физиологическим
носовым резонансом во время произношения
звуков речи. Речевой выдох направлен
только через рот при всех звуках.

При данной форме ринолалии резко страдает
произношение и гласных звуков, которые
лишаются некоторых тоновых характеристик,
что значительно обедняет их звучание.
Они смазаны, имеют мертвый неестественный
оттенок.

Основные причины: 1) органические
изменения в носовом пространстве,
закрывающие проход воздушной струи в
носовую полость; 2) функциональные
расстройства мягкого неба, небной
занавески, небно-глоточного клапана,
который пропускает воздух в носовую
полость.

В соответствии с классификацией причин
закрытая ринолалия подразделяется на
органическую ифункциональную.

Органическая закрытая ринолалия
возникает вследствие анатомических
изменений в носовой или носоглоточной
полости. В этом случае необходимо
хирургическое вмешательство, устранение
причины непроходимости носовой полости.
Как правило, с устранением этих причин
носовое дыхание нормализуется и дефект
исчезает. Если же улучшения речи не
происходит, то в дальнейшем проводят
те же логопедические упражнения, что и
при функциональном нарушении.

В зависимости от локализации поражения
анатомических структур — полости носа
или полости носоглотки — М.Зееман
подразделяет органическую закрытую
ринолалию на два вида: переднюю закрытую
ринолалию
и заднюю закрытую ринолалию:

Передняя закрытая
ринолалия

Задняя закрытая
ринолалия

Причины: хронический
насморк, приводящий к гипертрофии
слизистой носа, разращения в носовой
полости (полипы, опухоли), искривление
носовой перегородки

Возникает при
уменьшении носоглоточной полости.
Причины: разращения в носоглотке
(большие аденоидные разращения,
фибромы, носоглоточные полипы, опухоли
носоглотки)

При функциональная закрытой ринолалии
каких-либо органических повреждений
в носовой или носоглоточной полости не
отмечается. Наблюдается гиперфункция
(повышенная функция) мягкого неба, оно
всегда приподнято и преграждает путь
воздушной струе в носовую полость,
воздушная струя идет через рот. При
функциональной закрытой ринолалии
тембр носовых и гласных звуков может
быть нарушен сильнее, чем при органической
ринолалии. Чаще всего это нарушение
возникает у детей с невротическими
расстройствами. Причина заключается в
поражении центральной нервной системы,
а не самого мягкого неба. Встречается
часто, но не всегда правильно распознается.
В некоторых случаях функциональная
закрытая ринолалия сохраняется как
привычная после удаления аденоидов.

Коррекционная работа по устранению
функциональной закрытой ринолалии
включает те же направления, что и при
органической закрытой ринолалии, но,
учитывая, что в данном случае нарушение
носит центральный характер, в некоторых
случаях логопедическое воздействие
является недостаточным, и требуется
консультация врача-невролога.

Восстановительные методы

Первые попытки исправить врожденные расщелины относятся к XVIII веку. За это время медицина проделала трудный и долгий путь развития методов лечения ринолалии. Но несмотря на хирургический прорыв, врачам не удалось достигнуть результатов по восстановлению звуковой стороны речи после совершенной операции. Получается, что хирурги ремонтируют «корпус инструмента», а настраивать его звучание перекладывают на «профессиональные плечи» логопедов.

  1. Хирургические вмешательства.
  • Уранопластика: устраняет расщелину; сужает средний отдел глоточного кольца; удлиняет мягкое нёбо. Рекомендуется делать в дошкольном возрасте, так как останется время для постановки правильной речи перед школьным периодом. Операция нормализует дыхание и улучшает процесс питания ребенка. Противопоказаниями для хирургии могут быть недостаточное физическое развитие к 5-6 годам.
  • Хейлопластика (верхней губы): самая распространенная и более щадящая; проводится в первые дни после рождения, но иногда по показаниям после шести месяцев.

Вторичная пластика возникших дефектов после операции (расстройство тембра голоса; вытекающая в нос жидкость) проводится уже в школьном возрасте.

В послеоперационный период все дети должны находиться под наблюдением группы специалистов: логопеда, хирурга, психолога, чтобы не пропустить возможные осложнения.

Ранняя хирургия способствует успешному восстановлению анатомической целостности, дыхательной функции, снижает риск инфицирования ЛОР-органов.

Если ребенок успел сделать пластику до 1 года, то статистика показывает, что речь развивается без симптомов ринолалии. Операция, совершенная в 3 года, – сохраняет признаки ринолалии на 100%.

  1. Логопедическая помощь.

Коррекционная работа, прежде всего, нацелена на организацию чистого звучания речи и на социальную реабилитацию ребенка.

  • Методы коррекции дыхания:
  • Физиологического.

Цель – устранить ключичный тип и сформировать нижнереберное дыхание. Дети учатся управлять диафрагмальными мышцами с помощью упражнений. Параллельно посещаются занятия лечебной физкультуры для укрепления мышц пресса и развития правильной осанки.

Фонационного.

На дыхательной гимнастике дети тренируют продолжительный выдох только ртом, достаточный для произнесения фраз.

Восстановление небно-глоточного затвора:

  • гимнастика для задней стенки глотки;
  • массаж нёба.

Изменение назальной окраски голоса:

  • вокальные упражнения, пение на занятиях;
  • тренировка воспроизводства гласных фонем;

Настройка артикуляционного инструмента и стимуляция речевой моторики:

  • на занятиях ЛФК ребенок самостоятельно учится расслаблять мышцы рук, шеи, груди, что будет помогать в расслаблении мышц языка;
  • массаж мимических мышц.

Исправление речевых звуков:

избавление от патологического стереотипа произношения путем нормализации работы артикуляционного аппарата, для правильного звучания; применяется беззвучная демонстрация фонем с помощью артикуляции.

Перевод освоенных навыков в автоматический режим при свободной речи:

ребенок повторяет скороговорки, придумывает рассказ по картинке.

Налаживание просодики речи:

используются басни, сказки с упором на интонацию в нужном направлении; делается акцент на паузах и знаках препинания.

Для упражнений по развитию голоса, дыхания и языка нужны не столько правила науки, сколько систематическая работа.

Для взрослых пациентов разрабатываются отдельные логопедические методики.

Эффективное упражнение: особая техника молчания, во время которого гласные звуки произносятся про себя. Систематические повторения уменьшат назальный оттенок голоса и смягчат гримасы лица.

Симптоматика

Помимо неспособности правильно произносить звуки и нарушений артикуляции у детей развиваются другие симптомы. Они в значительной степени зависят от характера повреждений ротовой полости и носа.

Открытые носовые ходы приводят к плохому очищению воздуха, он, не прогревшись до нужной температуры, проходит в бронхи и легкие. Этот вид ринолалии нередко сопровождают:

  1. отиты;
  2. бронхиты;
  3. пневмонии.

Открытая органическая ринолалия, кроме речевой симптоматики, сопровождается еще и целым комплексом неречевой:

  • Болезни верхних дыхательных путей.
  • Нарушения прикуса.
  • Анемия. Недополучение питательных веществ приводит к изменению состава крови – нехватке гемоглобина.

Такие дети мало производят звуков в грудничковом возрасте, не говорят «агу», как большинство малышей. Часто просто беззвучно шевелят губами. Говорить они начинают поздно, после 2-х лет, при этом разобрать их речь невозможно. Нередко присутствуют и неврологические отклонения – гипертонус мышц, опущение века, непроизвольные движение глазных яблок.

Попытки высказаться и непонимание окружающих приводят к нарушениям мимики. Словарный запас детей значительно ниже нормы, так как произносить их трудно. В дальнейшем это приводит к затруднению в чтении и письме, ограничению обучаемости.

Даже при нормальном интеллекте, без патологических отклонений и задержки психического развития, дети становятся замкнутыми и неконтактными.

При закрытых формах ринолалии присутствует следующая речевая и неречевая симптоматика:

  1. изменение звучания голоса – интонации искусственности, неживого звука;
  2. невнятное произношение звуков, замена одних звуков на другие;
  3. постоянный насморк, большое количество слизи, скапливающейся в горле;
  4. дыхание ртом;
  5. развитие астении – синдрома усталости, апатии, безразличия к окружающему.

Нарушения проходов между ртом и носовыми ходами приводит к многочисленным осложнениям в приеме пищи, возможности нормально общаться с окружающими и требует своевременной коррекции, выполнения специальных упражнений.

Причины возникновения ринолалии

Причины появления ринолалии могут быть разные – врожденные и приобретенные в процессе жизни и в результате медицинских манипуляций.

Среди врожденных причин выделяют:

  1. Аномалии строения челюсти – «заячья губа»;
  2. Патологические изменения неба – «волчья пасть»;
  3. Расщелины, дефекты строения маленького язычка, миндалин, укорочение неба.

Врожденные аномалии развития ребенка появляются вследствие патологий беременности и следующих причин:

  • при инфекционных заболеваниях матери на начальных сроках беременности – грипп, краснуха, паротит, некоторые другие;
  • токсическое воздействие химических производств;
  • прием лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • вредные привычки – пристрастие к наркотикам, курение;
  • эндокринные заболевания;
  • стрессы, негативные эмоции.

Наиболее сильное воздействие эти факторы оказывают на 7-8 неделе срока, отрицательно влияя на формирование эмбриона.

К сведению: большое влияние на вероятность развития патологии оказывает наследственный компонент. Если у какого-то из близких родственников имеются врожденные дефекты строения носа или глотки, риск появления ринолалии возрастает.

Болезни, травмы и медицинские вмешательства становятся причиной приобретенных деформаций носа и ротоглотки. К провоцирующим факторам и причинам открытой формы ринолалии относят:

  1. рубцы и шрамы неба;
  2. парез и паралич мышц ротовой полости;
  3. новообразования, которые давят на нервы и закрывают проходы для воздуха.

Закрытую ринолалию вызывают болезни и травмы носа и носовых проходов. Причин появления препятствий для прохода звуковых потоков воздуха много:

  • отечность и разрастание слизистых;
  • новообразования в носовых проходах;
  • полипы;
  • деформации носовой перегородки;
  • аденоиды;
  • появление избыточной миндалины.

Рубцы могут появиться после удаления миндалин или аденоидов в результате послеоперационных осложнений. Нередко причиной закрытой ринолалии являются неврологические патологии и психологические нарушения в поведении детей – желание воспроизвести чужую искаженную речь, подражание ей.

Коррекция

Даже если не требуется хирургическая операция, с ребенком постоянно будут работать логопед и дефектолог

Важно добиться правильной артикуляции и постановки звуков. Сделать это можно при помощи массажа, специальных упражнений, игр

Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений

Логопедический массаж помогает восстановить мышцы языка, губ. Специалист аккуратно массирует неба ребенку. При этом малыш не должен чувствовать дискомфорт.

Также массажу подвергаются щеки и носогубные складки.

Все упражнения должны проходить в виде игры. Логопед предлагает:

  • дыхательную гимнастику;
  • надувание шариков;
  • задувание свечей;
  • гимнастику языка.

Важно, чтобы специалист заинтересовал ребенка. Монотонные упражнения будут ему неинтересны, лечение окажется неэффективным

Артикуляционные упражнения

Упражнения при ринолалии могут быть следующими:

  1. Круговыми движениями облизывать губы.
  2. Открыть рот и стараться языком дотянуться до кончика носа.
  3. Языком касаться внутренней части щеки.

Все они направлены на укрепление мышц языка, которые после ринолалии очень слабые, неразвитые.

В каждом случае логопед подбирает индивидуальные программы коррекции речевого аппарата ребенка. Задача родителей – выполнять советы специалиста, заниматься с малышом.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Открытая ринолалия

При открытой ринолалии воздух одновременно проходит через нос и рот. Данный тип недуга имеет еще одну классификацию:

  1. Функциональный тип. Врачи отмечают плохую артикуляцию неба. Если вовремя не справиться с проблемой, мышцы языка также ослабнут. Сложные звуки (например, «р») ребенок не сможет произносить.
  2. Органический тип. Можно выделить врожденную и приобретенную формы.

Причины открытой ринолалии

Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.

Причины приобретенной формы следующие:

  • паралич;
  • неврит лицевого нерва;
  • повреждение языкоглоточного нерва;
  • травма неба.

Также ринолалия открытого типа может проявиться после операции по удалению аденоидов. Несколько занятий с логопедом исправят ситуацию.

Обследование при открытой ринолалии

Для диагностики открытой ринолалии логопед-дефектолог активно применяет методику Гутсцмана:

  1. Ребенок садится на стул, выравнивает спину.
  2. Врач просит произнести звуки «а», «и». Делать это нужно непрерывно, поочередно.
  3. В это время логопед открывает и закрывает носовые проходы ребенка.

Если есть дефекты, крылья носа будут давать вибрацию. Так быть не должно.

Причины врожденной ринолалии

Если деформации происходят у крохи, когда он находится в утробе мамы, это можно увидеть на УЗИ. В этом случае врачи здраво оценивают ситуации, могут предложить родителям оперативное вмешательство сразу после рождения малыша.

Такие ситуации в большинстве случаев дают положительный эффект. Проблему удается устранить еще до ее появления. Ребенок благополучно развивается, с его речевым аппаратом все в порядке.

Почему может возникнуть врожденная ринолалия:

  • в 1 триместре беременности женщина перенесла серьезный недуг (ветрянка, корь, токсоплазмоз);
  • вредные привычки мамы;
  • контакт с токсическими элементами – если женщина работает с вредными веществами, сразу после зачатия ей лучше уволиться;
  • нарушение работы щитовидной железы у мамы, гормональный дисбаланс.

Именно для того чтобы увидеть отклонения в развитии ребенка, врачи и настаивают на проведении УЗИ.

Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией

Если у ребенка наблюдаются дефекты лица («заячья губа», искривление носовой перегородки, деформация губ и прочее), без помощи хирургов не обойтись.

Есть несколько типов операций, которые могут предложить специалисты:

  1. Хейлопластика. Врач восстанавливает губы ребенка.
  2. Уранопластика. Устраняет дефекты носоглотки.

Эти операции можно проводить даже новорожденным. Специалисты уверяют, что в этом случае они переносятся даже легче. У деток не остается психологической травмы.

В некоторых случаях ребенку могут понадобиться два типа операции. Проходят они в несколько этапов:

Все зависит от тяжести недуга и вида расщелины. В некоторых случаях врач вынужден ждать год, а то и больше, чтобы проведение операции было возможным. В это время малыш проходит все необходимые диагностические мероприятия.
Проведение хейлопластики. Операция сложная, выполняется под общим наркозом. Помимо устранения дефектов с губами, врач одновременно делает пластику, чтобы лицо ребенка выглядело эстетически.
Послеоперационный период длится 3-5 дней. В это время к работе подключается логопед. Его задача – постановка звуков, правильное формирование речевого дыхания.
Далее следует операция уранопластика. Врач работает с небом ребенка и носовыми проходами. Это нужно для того, чтобы звуки были четкими, восстановился тембр голоса

Это важно! Если родители ограничиваются проведением только хейлопластики, произношение носовых звуков так и будет затруднено.
Занятия с логопедом. Они начинаются прямо в стационаре

Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат. Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Симптомы

Симптоматика при ринолалии ярко выражена. Даже родители могут понять, что у ребенка нарушение речевого аппарата.

Признаки следующие:

  1. Все, что говорит ребенок, окружающие с трудом могут разобрать и понять. При этом гласные и согласные звуки «проглатываются», сливаются в единое целое.
  2. Речевое развитие наступает поздно. До 2 лет малыш может вообще не говорить. Первые простые слова (мама, папа, баба) даются тяжело.
  3. Тембр голоса неестественен для ребенка.
  4. При попытке произнести согласные звуки мимика малыша также неестественная. На лице появляются страшные гримасы.
  5. С возрастом у крохи проявляется задержка в развитии. Письмо, чтение даются очень тяжело.
  6. У ребенка низкий речевой запас. Сложные слова он вовсе старается не произносить.
  7. Врожденные дефекты лица, которые видны невооруженным глазом (искривление носа, «заячья губа»).
  8. Психические расстройства. Врачи отмечают, что в 30% случаев развития ринолалии у детей отмечаются проблемы с психикой. Они становятся на учет к невропатологу.
  9. Отчужденность и отдаленность. Дети плохо идут на контакт со своими сверстниками.

Это важно! Если у ребенка наблюдаются признаки, которые описаны выше, не стоит откладывать визит к врачу. Для начала консультацию нужно получить у логопеда-дефектолога

Если диагноз «ринолалия» подтвердился, в обязательном порядке провести полное обследование у других узконаправленных специалистов.

Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми

Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:

  1. Составление характеристики ребенка.
  2. Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
  3. Подготовку заключения.
  4. Логопедическое воздействие до операции.
  5. Логопедическое воздействие после операции.

Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.

Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией

Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.

Основные разделы логопедического обследования

Изучаемый раздел Методы и способы обследования
Особенности артикуляционного аппарата Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
  • Есть ли расщелины и каков их характер.
  • Насколько сохранена подвижность языка, губ.
  • Симметричны ли носогубные складки.
Особенности дыхания
  • Какой тип физиологического и речевого дыхания используется.
  • Как проходит воздушная струя.
Состояние голоса Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка.
Особенности звукопроизношения Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы.
Особенности речи В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас.

Логопедическое заключение при ринолалии

Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.

Логопедическая работа до и после операции

Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.

Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.

Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.

На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют

Классификация

Ринолалия возникает из-за несогласованных действий ротоглотки и носовой полости. Попросту сказать, нарушены функции вдоха и выдоха при произношении звуков.

Специалисты выделяют следующие формы заболевания:

  1. Открытая. Воздух распределяется неправильно, одновременно проходит через нос и рот. В итоге получается резонанс звуков. Кажется, что речь ребенка немного заторможена. Такая форма ринолалии в основном отмечается при врожденных дефектах нижней части лица, травмах головы, наличии новообразований.
  2. Закрытая. В этом случае воздух не выходит через нос. На его пути встречаются преграды (аденоиды, искривлённая стенка носа). Звуки «м», «н» будут сильно искажены. В речи ребенка их найти не удастся. Также проблема возникает и с гласными звуками.
  3. Смешанная. В этом случае две вышеописанные формы соединяются, речь ребенка становится совсем непонятной. Ко всему этому добавляется гнусавость. Кажется, что голос выходит, как из трубы.

На заметку родителям! По статистике специалистов, открытая форма болезни встречается чаще. Исправить проблему можно, если вовремя обратиться к врачу. В большинстве случаев требуется хирургическое вмешательство. После операции речь ребенка восстанавливается, произношение звуков становится четким и правильным.

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук , продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение “зиг-заг”.
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное – заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

  1. Выпить стакан теплой воды медленно и маленькими глотками.
  2. Полоскание горла теплой водой, продолжительно и медленно.
  3. Широко открыв рот имитировать кашель.
  4. Предложите ребенку атаковать голосом лист бумаги, используя звуки: , , , , , .

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.

Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:

Вьюга. 

К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;

Игра в мячик.

Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).

После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком “с-с-с”, ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);

Свирель.

Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).

Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.

Один из вариантов – устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат

Несколько простых упражнений для ребенка:

Удав.

Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.

А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.

Кукушка.

Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.

Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх – к носу, вниз – к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Классификация

Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.

Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:

  1. Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
  2. Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
  3. Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.

Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:

  1. Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
  2. Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.

Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.