Меню Рубрики

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Причины олигофрении

Среди причин умственной отсталости у детей выделяют три основные группы:

  • наследственные причины (генетические и хромосомные нарушения);
  • антенатальные, к ним относятся нарушения, вызванные воздействием на плод, в момент его внутриутробного развития, любых патогенных факторов;
  • постнатальные – это нарушения, возникшие в процессе родовой деятельности, в период новорожденности или в течение первых 24 месяцев развития ребенка.

Наследственные причины

Наследственные причины олигофрении составляют до 70% всех случаев развития патологии, при которой нарушается формирование структур головного мозга ребенка. Среди самых распространенных можно обозначить патологии, вызванные нарушением набора хромосом или же их дефектами:

  • синдром Дауна (трисомия по 21 хромосоме), определен наличием лишней 21 хромосомы – в кариотипе присутствуют три 21 хромосомы, вместо положенной пары;
  • синдром Патау определен наличием лишней 13 хромосомы;
  • синдром кошачьего крика – умственная отсталость детей, вызванная нарушениями в 5р хромосоме.

Кроме того, ученые выделяют виды нарушений, вызывающих УО у детей и обусловленные наследственными нарушениями процесса метаболизма в организме:

  • дефицитом йода в период внутриутробного развития;
  • нарушением обмена аминокислот;
  • недостаточностью расщепления некоторых групп ферментов или их дефицитом.

Источник фото: shutterstock.com

Антенатальные причины

К антенатальным причинам развития олигофрении относят целый рад нарушений развития плода, которые могут быть вызваны:

  • гипоксией плода (длительным кислородным голоданием);

  • нарушениями функций плаценты, которые приводят к задержке внутриутробного развития, в том числе, при формировании структур головного мозга;

  • наличием различных инфекций в организме матери (токсоплазмоза, герпеса, венерических заболеваний);

  • перенесенной в период беременности краснухой (инфекционного заболевания);

  • применением в период беременности (особенно на ранних ее сроках) некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и т.д.);

  • употреблением спиртных напитков на протяжении всего периода беременности.

Постнатальные причины

Основными постнатальными причинами развития таких нарушений умственного развития у детей, как олигофрения, можно считать острую асфиксию плода в момент родов и полученную в этот же период родовую травму (чаще это происходить при применении гинекологических щипцов или вакуума).

Еще одной достаточно распространенной причиной, является несовпадение резус-факторов матери и ребенка.

Перенесенные в раннем возрасте инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит, также могут вызвать органические поражения важных участков головного мозга и провоцировать появлением признаков олигофрении.

Особенности детей с умственной отсталостью

Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

Причины

На основании от того, установлены ли этиологические факторы, вызвавшие олигофрению, или нет, заболевание описывают как умственную отсталость:

  • недифференцированную (причины не известны);
  • дифференцированную (этиологически определенные варианты).

Касательно времени развития заболевания, то умственную отсталость разделяют на варианты:

  • наследственные (хромосомные, генетические);
  • пренатальные (вызванные повреждениемголовного мозга в эмбриональный или фетальный периоды);
  • приобретенные (развитие обусловлено неблагоприятными воздействиями в младенческом или раннем детском возрасте).

Описаны отдельные виды дифференцированной олигофрении.

Микроцефалия. Заболевание характеризуется недоразвитием черепно-мозговой коробки. При горизонтальном замере размер черепа не превышает 50 см. Масса мозгового вещества – не более 400 г. Фиксируется существенное недоразвитие больших полушарий головного мозга. При микроцефалии степень умственной отсталости достигает уровня идиотии. Причины – неблагоприятный период беременности: гепатит А, сахарный диабет, туберкулез, токсоплазменная инфекция, химиотерапия.

Токсоплазменная. Паразитарное заболевания. Переносчики токсоплазменной инфекции – кошачьи, собаки, семейство зайцевых, грызуны. Для плода, в случае если мать заразилась токсоплазмозом во время беременности, паразит представляет серьезную опасность.Умственная отсталость при врожденной токсоплазменной инфекции достигает тяжелой степени (идиотии). Симптомы проявляются в первые месяцы жизни инфицированного младенца.

Фенилпировиноградная. Вызвана нарушенным обменом фениламина и одновременной выработкой огромных объемовфенилпировидной кислоты. Фенилпировиноградная олигофрения также сопровождается нарушением обмена витаминов группы В.

Синдром Дауна. Болезнь характеризуется наличием 47 хромосом (при норме – 46 хромосом). Ученые не могут объяснить, чем вызвана такая хромосомная патология. Внешний вид таких больных очень специфичен. Голова имеет шаровидную форму. Глаза широкие, часто скошенные. Не верхнем веке заметна характерная складка. Нос короткий и уплощенный.

Пилвиаднная. Заболевание обусловлено выраженной нехваткой витамина А в первые три месяца беременности. В дополнение к когнитивному дефициту у больного определяется ихтиоз и появляются эпилептиформные припадки.

Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается, если беременная перенесла краснуху. В этом случае олигофрения проявляется в глубокой степени. Психический дефект дополняют патологиив виде катаракты, врожденных пороков сердца.

Резус-конфликтная. Возникает при наличии у матери и будущего ребенка разных резус-факторов (положительного у беременной и отрицательного у плода). Болезнь сопровождается параличом, парезом, гиперкинезом.

Резидуальная. Самая распространенная форма умственной отсталости. Интеллектуальное развитие приостанавливается, если ребенок в первые годы жизни перенес тяжелое инфекционное заболевание или черепно-мозговую травму. Степень выраженности умственной отсталости варьируется.

Олигофрения у детей – симптомы и признаки

Используя термин олигофрен кто это некоторые не имеют понятия

Первое, что обращает на себя внимание при олигофрении, это отставание в умственном развитии, которое может сопровождаться физическим недоразвитием. Речь ребенка развита плохо: словарный запас скудный, в некоторых случаях ребенок вовсе не разговаривает

Абстрактное мышление нарушено или отсутствует: ребенок неспособен узнавать вещи, людей, его окружающих. Зачастую такие дети испытывают трудности при выполнении простых бытовых задач, эмоционально нестабильны (наблюдаются вспышки агрессии, злости, раздражительности). Во многом симптоматика зависит от стадии олигофрении.

Олигофрения в стадии дебильности

Это самая легкая форма олигофрении. Уровень IQ составляет 50-70. Олигофрения в степени дебильности характеризуется наглядно-образным мышлением. Прочитанный текст понимается пациентом с трудом. Наблюдается слабость самообладания, отсутствие способности подавлять свои влечения, поэтому поступки зачастую необдуманны. Среди других признаков, указывающих на дебильность, выделяют следующие симптомы малоумия:

  • импульсивное поведение;
  • повышенная внушаемость;
  • косноязычная речь;
  • определения воспринимаются медленно;
  • хорошее развитие механической памяти;
  • подражательность.

https://youtube.com/watch?v=8KIpv0xBk_0%250D

Данная форма является легкой степенью заболевания. Дети легко общаются с окружающими людьми, речь развита хорошо. Трудности могут возникнуть только при решении сложных математических и интеллектуальных задач. Установление причинно-следственной связи вызывает затруднения, логические обобщения такие дети сделать неспособны.

Олигофрения в стадии имбецильности

Диагноз имбецильность выставляется в тех случаях, когда уровень IQ составляет 20-50. Это средняя степень олигофрении. Речь у пациентов с такой патологией аграмматична, словарный запас составляет всего 200-300 слов. В большинстве случаев имбецилы способны общаться только несложными фразами, испытывают трудности при построении сложных и длинных предложений. Дети в процессе обучения путаются в написании и произношении схожих букв. В качестве основных признаков, которыми сопровождается олигофрения у детей, симптомы врачи называют следующие:

развитие преимущественно механической памяти;
пассивное внимание;
использование приобретенных знаний как штампов;
неспособность к отвлечению от ситуации;
способность усваивать только простые трудовые процессы (стирка, мытье посуды);
смена привычной обстановки сопровождается негативной реакцией;
сильная обидчивость.

https://youtube.com/watch?v=C4xLoXKyc7g%250D

Олигофрения в стадии идиотии

Самая тяжелая степень олигофрении, IQ меньше 20. Речь и мышление находятся в зачаточном состоянии, практически отсутствуют. Пациенты нуждаются в постоянной помощи близких, уходе со стороны. Внешние раздражители вызывают развитие неадекватной реакции

Внимание и сосредоточенность неустойчивы, осознание собственной личности смутное. Больные плохо отличают родных от посторонних

Эмоции элементарны: пациенты способны выражать свое удовольствие и недовольство. При этом выражаются они примитивно в виде двигательного возбуждения или крика. Среди других симптомов выделяют следующие признаки олигофрении в стадии идиотии:

  • агрессивное поведение, направленное в том числе и на себя;
  • пациенты часто способы употреблять только жидкую пищу;
  • навыки самообслуживания сформировать невозможно.

Как выглядит олигофрен?

Дети-олигофрены в раннем возрасте не отличаются от своих сверстников. Первые признаки заболевания становятся заметны ближе к 3 годам. При этом ребенок не имеет никаких дефектов внешности, поэтому до определенного времени заболевание остается незамеченным. Подозрения на заболевание зачастую выявляются психологом при профилактическом осмотре ребенка.

Легкая степень олигофрении нередко выявляется только с началом учебной деятельности: ребенок испытывают трудности в процессе запоминания и восприятия материала. Для постановки диагноза необходимо в совокупности оценивать степень адаптации ребенка к общественной жизни, его способность к уходу за собой, уровень общения.

Понятие и описание недуга

Олигофрения у детей — фото:

Олигофрения представляет собой стойкое психическое недоразвитие. Недуг формируется во время внутриутробного развития или в течение постнатального периода.

Заболевание относится к категории полиэтиологических недугов и может провоцироваться последствиями некоторых болезней женщины до зачатия ребенка или при беременности, генетическими аномалиями или воздействием неблагоприятных факторов на плод.

Олигофрения считается одним из самых сложных заболеваний, практически не поддающихся лечению. Своевременно предпринятые меры терапии могут в значительной степени скорректировать состояние здоровья ребенка и облегчить его социальную адаптацию.

Лечение олигофрении

Существует три вида лечения данного заболевания: симптоматическое, корригирующее и специфическое.

Симптоматическое лечение олигофрении зависит от происхождения заболевания и может ограничиваться противосудорожной, общеукрепляющей терапией. Кроме того, используются препараты для стимуляции психических процессов.

Корригирующее лечение – специальные методики обучения, психологическая поддержка, помощь больным в социальной адаптации и прочее. Проводится в соответствующих учреждениях. Применяется при легкой и средней степени заболевания.

Специфическое лечение олигофрении назначается специалистом в зависимости от степени тяжести заболевания. Предусматривает использование специальной диеты, заместительной терапии.

Тяжелые формы заболевания сопровождаются необходимостью постоянного ухода и надзора в специальных лечебницах и домах инвалидов.

Лечение назначается специалистом после проведения основательной диагностики. Обычно применяют транквилизаторы, ноотропы, нейролептики, гормоны или медикаменты, содержащие йод.

Народная медицина предлагает заменить ноотропные препараты отварами из женьшеня, лимонника, а также соком алоэ. Все эти лекарственные растения положительно воздействуют на деятельность мозга, активизируя его. Однако без консультации со специалистом принимать их не рекомендуется. Незнание схемы правильного их употребления и дозы может привести к появлению психозов, злобы и агрессии у больного.

Лечить ребенка при наличии симптомов олигофрении можно начинать с раннего возраста – с момента, как будет поставлен диагноз. Подбирает схему терапии только врач, делается это с учетом особенностей конкретного ребенка. Кроме того, специалист назначает специальный режим питания.

Используемые препараты призваны улучшить обменные процессы в тканях мозга. Помимо медикаментов, назначаются витамины и аминокислоты.

При нарушениях в поведении обязательно выписывают нейролептики или транквилизаторы. Эффективность лечения зависит и от мероприятий, направленных на реабилитацию больного олигофренией. То есть необходимо оказать профессиональную помощь и в коррекции его поведения. Коррекцией поведения и социализацией больных занимаются специализированные школы, где детей обучают школьным знаниям и помогают освоить несложную профессию.

Средняя и тяжелая форма заболевания у детей требует постоянного ухода и наблюдения за состоянием здоровья. При первых же признаках олигофрении у малыша необходимо срочно обратиться за консультацией к специалистам. Полная диагностика поможет определить степень заболевания и назначить эффективную терапию.

Чтобы не упустить момент, родителям необходимо постоянно следить за здоровьем и поведением своего чада. Чем раньше обнаружится заболевание, тем больше шансов на эффективную социализацию  ребенка.

Признаки

Первоначальной симптоматикой умственной отсталости у детей являются ряд признаков:

  • Медленное мышление;
  • Отсутствие коммуникативных навыков.

Патологические процессы за стороны психического развития имеет две стадии развития:

  • Врожденную;
  • Приобретённую.

Основным признаком задержки психического развития при врождённой форме считается отсутствие интеллектуального мышления.

Спровоцировать данные нарушения могут ряд факторов. К ним относят:

  • Неправильное внутриутробное развитие;
  • Наличие вредных привычек у матери;
  • Употребление наркотических препаратов период беременности;
  • Травмы в ходе родовой деятельности.

Приобретённая форма умственной отсталости возникает в результате отсутствия общения и контакта родителей с ребенком в первые три года его жизни. В то время малыш активно осваивает элементарные формы общения и познаёт окружающий мир при помощи чувств, прикосновений.

В результате у ребенка отмечают отсутствие речевой и эмоциональной функции. В процессе общения он игнорирует просьбы и вопросы со стороны собеседника.

Степени и виды патологии

На протяжении длительного времени в медицинской практике олигофрению подразделяли на три типа — дебильность, имбецильность и идиотия.

Такой вид классификации был отменен. Приоритетным стало разделение заболевания на определенные типы в соответствии с МКБ-10.

За основу специалисты берут показатели интеллекта, которые являются критерием отнесения недуга к определенной стадии развития патологии.

Дополнительно олигофрения подразделяется на дифференцированную и недифференцированную форму. В первом случае причины недуга удается установить, во втором — такая возможность отсутствует.

По степени прогрессирования заболевание подразделяется на следующие виды:

  • легкая степень (показатель интеллекта не превышает 50-70 баллов);
  • умеренная форма (максимальный показатель интеллекта достигает 35-50 баллов);
  • тяжелая стадия (показатель интеллекта не превышает 25-30 баллов);
  • глубокий тип (уровень интеллекта не достигает 20 баллов).

По этиологии олигофрении подразделяются на патологии, вызванные наследственными факторами, внутриутробным поражением плода, отклонениями в его развитии и родовыми травмами.

К отдельной категории относятся заболевания, спровоцированные неуточненными причинами. Определить негативные факторы, которые нарушили развитие ребенка, может только специалист на основании комплексного обследования маленького пациента.

Диагностика олигофрении у детей

Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы — тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.

Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.

В этом могут помочь анализы крови — общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью — Диагностика умственной отсталости.

Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.

В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.

Передается ли олигофрения по наследству

Трудно найти человека, которому бы генетически не передались определенные недуги. Одним из тревожащих факторов становится умственная отсталость. Олигофрения передается ли по наследству – согласно статистике, слабоумие – это распространенная патология, которая может передаваться по наследству. Риски – 50/50, особенно если ребенок рожден от кровных родственников. Однако современные методы диагностики помогают выявить патологию на ранних стадиях и назначить своевременное лечение либо удалить плод.

К генетическим нарушениям, которые могут спровоцировать олигофрению, относят хромосомные заболевания, мутацию либо дисфункцию генов. В итоге может развиться тяжелая степень слабоумия. Однако наследственность еще не гарантия появления олигофрении, так как сплетения хромосом и генов могут вовсе не вызвать умственную отсталость, несмотря на большую возможность такого развития ситуации.

Если есть предположения, что ребенок может родиться олигофреном, то необходимо особенно уделить внимание стандартным скринингам и провести дополнительные обследования. Например, если у матери резус «–», а у супруга – «+», то возникает конфликт, вследствие которого может родиться слабоумный ребенок

Однако чаще олигофрения появляется из-за других патологий или факторов, не имеющих отношение к генетике.

Воля как псих. Ф-ция, характеристики. Этапы формирования волевого акта.

Воля
способность к планомерной, организованной
деятельности, направленной на достижение
сознательных целей, она свойственна
только человеку.
Поведение животных определяется
инстинктами. Инстинкты у человека
сохранили побуждающую к деятельности
функцию, но программировать и контролировать
эффективность поведения не могут.
Волевая деятельность регулируется
мотивами – осознанными целями поведения
и обдуманной программой их осуществления.

Волевой
процесс включает четыре этапа (Рубинштейн,
1946 г.):

а)
Появление
побуждений к деятельности и осознания
цели (формирование мотивов).

б)
Борьба мотивов, сопоставление возникшей
потребности с другими свойствами
личности.

в)
Принятие решения (выполнению его помогают
качества личности: инициативность,
решительность, самоконтроль, самокритичность
и т. д.).