Меню Рубрики

Программа мозжечковой стимуляции

Содержание скрыть

Функции мозжечкового отдела головного мозга

Долгое время считалось, что функцией мозжечка является участие в следующих процессах:

  • координация движений;
  • сохранение равновесия тела;
  • удерживание тела в статическом положении;
  • упорядочение мышечного тонуса;
  • движения глаз;
  • управление вегетативными функциями;
  • изучение действий, требующих многократных повторений и мелкой моторики.

Но исследования ученых, проведенные в последнее десятилетие, подтвердили гипотезу о том, что мозжечок принимает активное участие в творческих процессах, развитии речевого аппарата и формировании сложных поведенческих навыков.

Ученые также находят подтверждения, что его функция связана с развитием интеллекта и формирования новых нейронных связей. Это доказывается влиянием мозжечка на мозговые структуры, участвующие в выработке дофамина.

При нарушениях в работе мозжечка наблюдаются следующие патологические изменения:

  • атония, выраженная в чрезмерном ослаблении тонуса мышц;
  • астения, проявляющаяся быстрой утомляемостью и психическими расстройствами;
  • астазия, при которой утрачивается способность к длительному и сильному сокращению скелетной мускулатуры;
  • трудности с произношением слов;
  • нарушение координации движений.

По мере формирования в коре мозга новых нейронных связей под влиянием условных рефлексов, данные симптомы ослабевают. Однако полного восстановления нарушенных функций не происходит. При травмах или стимуляции мозжечка физическими и химическими раздражителями происходят изменения в работе висцеральных органов.

Они выражаются в следующих рефлексах:

  • расширение зрачков;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем;
  • увеличение артериального давления.

Так как в мозжечке находится слуховая зона, то у многих пациентов происходило резкое снижение слуха или возникали проблемы с идентификацией звуков.

Преимущества метода Ф. Белгау

В программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.

Метод Ф. Белгау эффективен в работе с детьми от 4 лет и старше. Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске Белгау (Баламетрикс). Занятия проходят в игровой форме и чем-то напоминают лечебную физкультуру, только интересней и не вызывают у детей негативных эмоций или страха неуспеха.

Программа мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.

В программе представлены оригинальные и разнообразные упражнения, которые различаются по уровню сложности и направленности, т.е. происходит поэтапное формирование и развитие различных навыков индивидуально в каждом случае.

Результаты долгосрочного применения метода позволили программе называться передовой в работе с целым спектром проблем в обучении.

Как проявляется слабость развития мозжечка?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости:

  • снижение внимания;
  • синдром гиперактивности;
  • изменения в поведении;
  • нарушения осанки;
  • патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение);
  • плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий;
  • нарушение речевой функции (устная речь и письмо);
  • неловкость в движениях, изменение походки;
  • нарушения аутического спектра;
  • задержка развития (психомоторного, речевого).

Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Какие упражнения можно выполнять на доске Бильгоу?

Простые упражнения

Для знакомства ребенка с доской, чтобы избежать страха у ребенка, а также чтобы он быстрее освоился и был успешен лучше начать с простых упражнений

  1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
  2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
  3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
  4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
  5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку
  6. Положение то же. Круговые вращения руками: а) обе руки в одну сторону; б) обе руки в разные стороны; в) по очереди в одну сторону; г) по очереди в разные стороны.
  7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»: а) обе руки положить на грудь; б) поднять руки над головой; в) прямые руки в сторону; г) нагнуться, достать пальцы ног; д) любые движения, какие нравятся ребенку.

Аксессуары для доски Бильгоу:

Для занятий на доске Бильгоу также часто используются различные аксессуары. Их можно сделать самим, или купить в специализированных магазинах. Как правило, это:

  • набор из 3 тканевых мешочков с крупой (размер, цвет, вес разный);
  • палка с цветной разметкой и цифрами или ракетка для отбивания мяча на резинке;
  • мяч на шнуре или резинке;
  • напольная мишень с цифрами и тремя мячами или мишень со стрелами;
  • разметка на полу или стене;
  • кегли, банки, подушки, стаканчики или что то на сбивание;
  • набор из нескольких разных мячей разного размера, прыгучести, веса.

Усложненные упражнения с использованием аксессуаров

  1. Мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать.
  2. Принимать мяч или мешочки от инструктора одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
  3. Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
  4. Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.
  5. Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.
  6. Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.
  7. Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.
  8. Кинуть подвешенный на резиночке мяч, успеть хлопнуть в ладоши пока летит, отбить мяч
  9. Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

Рекомендуемые упражнения для детей на стимуляцию мозжечковой деятельности в домашних условиях

Первый курс по системе Бильгоу дети обязательно должны пройти под руководством квалифицированного педагога. На этих уроках ребенок учится самостоятельно вставать и сходить с балансировочной доски без посторонней помощи, выполнять на ней серию простых упражнений с предметами, а также проговаривать свои действия.

Далее родители могут пройти инструктаж и получить разрешение на занятия с ребенком дома. Однако при этом необходим периодический контроль со стороны инструктора, который даст возможность оценить полученные результаты, и выявить ошибки в обучении.

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях включают в себя серию заданий) выполняется на балансировочной доске от 3 до 10 раз:

  • подбрасывание большого мяча;
  • отбивание большого мяча от пола;
  • подбрасывание маленького резинового мяча;
  • перебрасывание маленького мяча с одной руки в другую;
  • отбивание маленького мяча;
  • перебрасывание маленького мяча между родителем и ребенком;
  • подбрасывание мешочков, наполненных шариками и песком;
  • перебрасывание различных мешочков между взрослым и ребенком;
  • набрасывание колец на специальное устройство (кольцеброс);
  • мини боулинг с использованием мячей и мешочков различных размеров.

Далее можно просить ребенка проговаривать свои действия, называть слова по слогам и буквам.

Не стоит самостоятельно делать с детьми упражнения с использованием целевого стенда. Не осознавая трудность задания для ребенка, и не зная, как адекватно реагировать на ошибки, родители могут неосознанно понизить самооценку ребенка и вызвать у него нежелание заниматься дальше.

Длительность домашнего занятия не должна превышать 20 минут. Если родитель замечает, что ребенку становится скучно или он начинает капризничать, то стоит прервать занятие и попросить малыша рассказать о причине недовольства.

Возможно, ему сложно длительное время удерживать вертикальное положение и балансировать на тренажере. Но иногда отсутствие интереса кроется в ошибках, допускаемых взрослыми. В этом случае необходима консультация специалиста.

Результаты занятий

Комплексный метод имеет большой спектр применения, результатами занятий становятся такие показатели, как:

  • развитие координации движений;
  • развитие пространственных, зрительных представлений;
  • стабилизация функций вестибулярного аппарата;
  • межполушарное развитие;
  • личностные изменения;
  • развитие концентрации внимания, памяти;
  • стимулирование психического развития.

Главными задачами стимуляции является возможность осиливать различные мозжечковые нарушения: дефицит внимания, проблемы письма и чтения, дислексию, школьную неуспеваемость. Методика доктора Бильгоу и специальное оборудование не один год дают возможность педагогам-психологам справляться с подобными проблемами.

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ – это развитие определенных сфер человеческого мозга через движение.

Нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только (!) в движении. В век тотальной гаджетизации всех сфер детской деятельности мы все меньше внимания уделяем простым детским играм на свежем воздухе, особенно командным. Ушли в прошлое лапта, прятки, казаки-разбойники, где ребенок в совершенно естественной среде обучался стратегическому мышлению, воображению, ориентировке в пространстве, и сюжетно-ролевой деятельности. Очень большая часть загрузки детского мозга приходилась на совершенно естественную, интересную ребенку деятельность и вопрос о мотивации к такой необходимой для детского развития деятельности никогда даже не всплывал.

21 век внес свои коррективы в окружающую действительность и утрата интереса, и снижение познавательной активности школьников стали естественными спутниками учебной деятельности.

Сегодня перед педагогами, к их узкой прикладной деятельности, прибавилась задача удерживать мотивацию и познавательный интерес на уровне, достаточном для процесса обучения. А для этого мозгу нужно вернуться на этап, где есть «недобор» определенных умений и выучить уроки, которые он в свое время «прогулял».

Упражнения на доске

Упражнения проводятся в специальном хорошо вентилируемом помещении.

Малыш встает на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше пациент начинает выполнять задания мамы или инструктора: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита, животных, имена девочек, мальчиков и так далее.

Возможные задания:

  • Перекидывание мешочков с крупой или песком, которые имеют разный вес.
  • Кидание мячиков. При этом ребенок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть маме (инструктору).
  • Подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.
  • Отбивание мяча (одной или двумя руками).
  • Кидание предметов по мишеням.
  • Отбивание мяча от наклонной плоскости.
  • Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Эти упражнения подходят для детей после 5-летнего возраста.

Зачем детям мозжечковая стимуляция

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

  1. уровень концентрации внимания;
  2. все виды памяти;
  3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);
  4. математические и логические способности;
  5. анализ и синтез информации;
  6. способность к планированию;
  7. работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.

Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!

Мозжечковая стимуляция для детей 3 лет

Для малышей с 2–3-летнего возраста используют самые простые упражнения на покачивание, балансирование. Ребенок может не только стоять, но и сидеть на доске.

Виды упражнений:

  • Залезть, слезть.
  • Сидя «по-турецки», раскачивать доску, после чего удерживать равновесие.
  • Сидя на доске, осуществлять плавательные движения руками.
  • Покачиваться на доске в положении сидя на корточках. После раскачивания рекомендуется зафиксировать взгляд, сделать круговое движение головой.
  • Покачиваться на доске под музыку.
  • В положении сидя осуществлять круговые движения руками.

Начинают занятия с самых простых заданий, постепенно увеличивая уровень сложности.

На фоне занятий у пациента улучшается координация движений, чувство равновесия, отмечается положительная динамика в развитии речи, чтения, письма. Дети становятся ловкими, активными, уверенными в себе. Эффект виден уже через 1–2 месяца при регулярном проведении занятий.

Результаты занятий

У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, отмечаются следующие положительные результаты:

  • усиление концентрации внимания;
  • улучшение памяти;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • синхронизация двигательных и умственных способностей;
  • улучшение мелкой моторики;
  • повышение уровня социальной адаптации;
  • развитие воображения и пространственного восприятия окружающего мира.

Специалисты, занимающиеся коррекцией речи, поведения, моторно-двигательных и других функций ребенка, отмечают повышение эффективности занятий при включении в процесс обучения методики Ф. Бильгоу.

Советы родителям

Главным условием, которое обеспечит результативность метода Ф. Бильгоу, является желание самого ребенка. То есть, сам процесс обучения должны доставлять ему удовольствие.

Поэтому родители должны придерживаться следующих правил проведения занятий:

  • не придерживаться жесткого графика и времени выполнения упражнений, если ребенок в этот момент не находится в ресурсном состоянии (усталость, нервозность, повышенная раздражимость или апатия);
  • не проводить занятия, когда ребенок голоден, а также в течение 1-1.5 часов после еды;
  • отменить уроки на период болезни;
  • не заниматься с детьми, находясь в состоянии раздражения или усталости.

Родителям следует экспериментальным путем выяснить, в какое время у ребенка происходит наилучшее усвоение информации, и использовать его для последующих занятий.

Важным фактором является согласованность действий обоих родителей. Это означает, что они должны придерживаться единой схемы обучения и системы оценивания действий малыша. Таким образом, у ребенка не будут возникать противоречия, которые могут обнулить результаты занятий. Также стоит обеспечить комфортные условия на прохождения обучения.

Для этого стоит предварительно:

убрать в помещении;
проветрить комнату;
обеспечить оптимальное освещение, отсутствие посторонних отвлекающих звуков и запахов;
удалить из комнаты домашних животных и других детей;
надеть на ребенка удобную одежду, которая не сковывает движения и позволяет беспрепятственно совершать различные физические действия;
выключить все гаджеты, способные отвлечь внимание ребенка во время занятий.

В процессе урока следует хвалить ребенка за каждое выполненное упражнение или за старание его выполнить. Специалисты советуют придумать систему поощрений. В качестве подарков не обязательно должны выступать дорогие предметы или сладости.

Это могут быть:

  • походы в определенные места, которые любит посещать ребенок;
  • совместные подвижные или настольные игры, просмотр мультфильмов;
  • чтение книг или сочинение историй.

Процесс обучения должен быть связан у ребенка с радостью, а не входить в список обязательств.

Виды методов стимуляции мозжечка

Для стимулирования работы мозжечковой функции активно используются специальные приборы, а также быстрые перемещения тела в пространстве.

Приспособления:

  • Прибор постурограф — используется для развития равновесия, координации.
  • Балансировочная доска Ф. Билгау – улучшает равновесие, координацию, ловкость.
  • Платформа Wii Fit – имеет 4 вида занятий (аэробика, физкультура, йога, игры, стимулирующие баланс тела).
  • Оборудование «Тренажерно-информационная система» – тренирует аппарат равновесия.

Самой популярной и доступной считается методика Бильгоу с использованием балансировочной доски.

Помимо приборов с детьми проводятся занятия в виде свободного перемещения тела в пространстве:

  • Вертикальные – занятия по прыжкам в воду, на батуте, пружинистых снарядах, матах, катание с горок.
  • Горизонтальные – упражнения на фитболах, роликах, велосипедах, самокатах, сигвеях.
  • Вращательные – кольца, карусели, диски, кресла, кувырок через перекладину или в воде.
  • Маятниковые – качели, кольца, гамак, канат.
  • Ощущение невесомости – плавание, прыжки в воду или на батуте, катание с горок.

Эти методы доступны даже в домашних условиях, в детских садах, на игровых площадках.

Когда полезна программа мозжечковой стимуляции?

Если Вы замечаете у ребенка следующие особенности:

  • поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
  • быстро возбуждается и утомляется, присутствуют трудности самоконтроля;
  • часто отвлекается на посторонние раздражители, ему сложно концентрироваться;
  • у него плохая память и трудности внимания;
  • поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
  • сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
  • отставание в развитии моторики, моторная неловкость;
  • нарушение координации (неуклюжесть, раскоординированность).

Программа мозжечковой стимуляции эффективна при следующих диагнозах:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
  • задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
  • дислексия и дизграфия;
  • аутизм и расстройства аутистического спектра;
  • синдром Аспергера;
  • логоневроз (заикание).

Как это работает

Вестибулярная система получает исходную информацию от вестибулярных органов, которые состоят из трех полукружных каналов и костной капсулы лабиринта. Три полукружных канала ориентированы вдоль осей x, y и z и определяют движение в каждом из трех измерений пространства. Когда голова движется, волосковые клетки (рецепторы слуховой системы и вестибулярного аппарата) обнаруживают движение жидкостей внутри каждого канала. 

В костной капсуле лабиринта используется маятниковый придаток, утрикулюс, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела.

Поскольку вестибулярная система объединяет инерционную информацию из трех полукружных каналов с гравитационной ориентацией, обеспечиваемой органом отолита, она является основой нашей инерциальной гравитационной модели мира, то есть нашей модели мира как трехмерного пространства с хорошим чувством вверха и низа. Когда ребенок продолжает развиваться в утробе матери, развиваются и другие основные двигательные, тактильные, слуховые и зрительные системы мозга, но они развиваются по отношению к вестибулярной системе или чувству равновесия.

Наша трехмерная модель мира обеспечивает основу, в которую должны быть интегрированы все другие сенсорные данные.  Поскольку вестибулярная система является основой этой трехмерной модели, наша эффективность в точном обмене информацией между чувствами и мозгом ограничена точностью вестибулярной системы.

Программа мозжечковой стимуляции или как она называется в мире «Прорыв в обучении» помогает людям улучшить когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными центрами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесия – баланса. Это причина того, что все действия программы происходят на специально разработанной доске – доске Бильгоу (BELQAU).

Что такое мозжечок и какие функции он выполняет?

Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию движений, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз и другие функции. Он находится в нижней задней части черепной коробки.

Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, четкими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задает скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела.

Помимо двигательной выявлены следующие функции мозжечка:

  • регулирование скорости, последовательности, согласованности психических функций;
  • формирование поведения, эмоций, внимательности;
  • участие в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также от других областей мозга;
  • координация артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ), жестов во время речи;
  • формирование телосложения;
  • планирование движений.

Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую.

Что такое балансир для мозжечковой стимуляции?

Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребенок стоит или сидит, выполняя задания инструктора.

К балансировочному комплексу прилагается оборудование, облегчающее занятия. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, палочки с разметкой, боулинг, чашки и другие приспособления.

Доска Бильгоу

Сегодня в реабилитационных центрах активно используется балансировочный комплекс «Баламетрикс». Он был создан ученым Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания. Бельгоу создал балансировочную доску, которая помогала тренировать равновесие. После изготовления платформы был разработан комплекс упражнений.

Доска выглядит как деревянная платформа, которая имеет округлую основу. За счет полукруглого основания платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50ᵒ).

Что можно получить в результате?

Программа мозжечковой стимуляции направлена на улучшение координации движений, восприятия и продуцирование устной и письменной речи, комплексную коррекцию нарушений чтения, письма и счета, на улучшение всех видов памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Занятия назначаются детям с нарушениями координации движений, нарушениями внимания, гиперактивностью, нарушениями аутистического спектра, нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением школьными навыками.

Итак, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность иных коррекционных программ, в том числе, занятий с логопедами, педагогами, психологами. Программа подбирается индивидуально для каждого пациента, исходя из его возраста, особенностей и возможностей.

Истоки возникновения программы

В 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Бильгоу в своей программе опирался на три основных принципа:

  • Стимуляция сенсорной интеграции.
  • Чувство равновесия и пространственное воображение.
  • Проприоцептивное обучение.

Естественно, что ученый не мог предусмотреть все нюансы в формировании методики тридцать лет назад. Другие специалисты, с интересом применявшие разработки ученого, в ходе практики дополнили еще два важных принципа:

  • Личностное, индивидуальное обучение.
  • Формирование навыков по этапам.