Меню Рубрики

Дизартрия — искаженность речи у детей и взрослых

Лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Дизартрия: симптомы

Дизартрия на различных уровнях ее проявления характеризуется нарушением передачи импульсов от коры мозга к ядрам области черепно-мозговых нервов. Учитывая эту особенность, не происходит поступления к мышцам соответствующих нервных импульсов (а это мышцы артикуляторные, голосовые и дыхательные), вследствие чего нарушению подлежит функция основного типа тех черепно-мозговых нервов, которые непосредственным образом относятся к речи (блуждающий, подъязычный, лицевой, тройничный и языкоглоточный).

За счет тройничного нерва обеспечивается иннервация нижней части лица и жевательных мышц, поражение этого нерва определяет актуальность возникновения трудностей, связанных с открыванием/закрыванием рта, а также с движениями, осуществляемыми нижними челюстями, с глотанием и жеванием.

За счет подъязычного нерва обеспечивается иннервация мускулатуры, сосредоточенная в области двух находящихся спереди третей языка. Соответственно, при поражении лицевого нерва возникают определенные нарушения по части подвижности языка, помимо этого возникают трудности в его удержании в определенном заданном положении.

Иннервация мимической лицевой мускулатуры обеспечивается, соответственно, лицевым нервом. Поражение этого нерва приводит к маскообразному и амимичному лицу, а также к появлению трудностей, связанных с зажмуриванием глаз, попытками надуть щеки или нахмурить брови.

Иннервация задней трети языка обеспечивается языкоглоточным нервом, помимо этого он иннервирует мягкое нёбо и глоточные мышцы. В случае поражения этого нерва голос обретает носовой оттенок, глоточный рефлекс снижается, маленький язычок отклоняется в сторону.

Что касается блуждающего нерва, то им иннервируются мышцы глотки, мягкого нёба, гортани, дыхательной мускулатуры и голосовых складок. При поражении блуждающего нерва мышцы глотки и гортани начинают работать неполноценно, нарушению подлежат и функции дыхания.

В рамках раннего периода проявления дизартрии при этих нарушениях у детей грудного возраста отмечаются следующие симптомы: паретичность мышц приводит к затруднению грудного вскармливания (прикладывание к груди осуществляется к 3-7 суткам, то есть поздно), характерно поперхивание, частое срыгивание и вялость сосания.

Ранний этап развития детей может сопровождаться в этом случае отсутствием лепета, те же звуки, которые появляются, звучат гнусаво. С задержкой дети произносят и первые слова (в основном в 2-2,5 года), последующее развитие их речи сопровождается неправильностью произношения почти всех видов звуков.

Дизартрия также может сопровождаться артикулярной апраксией, под чем подразумевается нарушение в процессе произвольно выполнимых движений артикуляционными органами. Причиной возникновения артикуляторной апраксии может выступать недостаточность у детей в артикулярной мускулатуре кинестетических ощущений.

У нарушений, связанных со звукопроизношением,  и возникших на фоне артикулярной апраксии, имеются две основные особенности, заключаются они в следующем:

  • изменению и искажению подлежат звуки, находящиеся в непосредственной близости друг с другом в области их артикуляции;
  • возникающие нарушения звукопроизношения характеризуются собственным непостоянством, соответственно, это определяет случаи, при которых ребенок может произносить те или иные звуки и в правильном варианте, и в варианте неправильном.

Артикуляторная апраксия может проявляться в двух вариантах:

  • артикулярная кинестетическая апраксия – непосредственным образом связана с патологией в области теменных отделов мозга, что, в свою очередь, сопровождается возникновением трудностей по части нахождения отдельного варианта артикуляторной позы;
  • артикулярная кинетическая апраксия – обуславливается возникновением патологии в области премоторных отделов головного мозга, проявляется это в форме нарушения динамической организации в артикуляторных движениях, из-за чего затрудняется возможность перехода от одного звука к другому.

Кроме того, симптомы дизартрии сопровождаются различными повторами слогов и звуков, их вставками, перестановками и пропусками. В физическом плане дети неуклюжи, нередко спотыкается и падает, актуальны затруднения, связанные с выполнением физических упражнений (заметно это в частности при сравнении с другими детьми). Из-за нарушения мелкой моторики рук у детей возникают проблемы со шнуровкой, с застегиванием пуговиц и пр.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Обычно последовательность формирования правильного произношения следующая:

  • обучение необходимому способу подачи воздушной струи;
  • использование мягкой голосоподачи;
  • выработка правильной позиции органов артикуляции.

Для тренировки правильного положения губ и языка при произношении звуков необходимым является комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя ряд упражнений, направленных на тренировку необходимых лицевых мышц.

Занятия направлены на следующее:

  • подготовка артикуляции для шипящих и свистящих букв;
  • тренировка ритмичного переключения артикуляции;
  • тренировка положения губ и языка;
  • выработка тонких движений языка и его вибрации.

Почему возникает?

Иннервация речедвигательных нервов обычно происходит по причине более серьезных «сбоев» в работе центральной нервной системы. В 70-80% случаев это нарушение речи сопровождает такую патологию, как детский церебральный паралич. У ДЦП и нарушения способности произносить четко звуки речи есть общие причины, общие истоки и предпосылки. Работа центральной нервной системы нарушается еще внутриутробно, либо в родах, либо в первые часы-дни после рождения. Поражения головного мозга обычно органические, связанные с родовыми травмами, гипоксией плода.

Специалисты усматривают тесную связь между характером протекания беременности у мамы и возможным развитием дизартрии у ребенка. Так, у женщин, страдавших в период ожидания малыша сильным токсикозом, у тех, у кого обнаружилась гипоксия плода, резус-конфликт мамы и ребенка, вероятность речевых нарушений у чада выше. Органические поражения мозга может вызвать и острая гипоксия во время родов, и развитие тяжелой степени ядерной желтухи после рождения, и рождение ребенка раньше срока – у недоношенных в зависимости от срока, на котором они появились, поражения ЦНС – явление распространенное.

Все сказанное выше не означает, что патология не способна развиться у мальчиков и девочек, родившихся здоровыми и не отягощенных диагнозами типа ДЦП. И в возрасте 2 лет, и в 4 года, и в 5 лет и в любом другом возрасте у детей может произойти иннервация речевого аппарата в качестве осложнения после перенесенного тяжелого энцефалита, менингита, гнойного . Патология нередко развивается при гидроцефалии, после получения ребенком черепной травмы, а также в качестве последствия поражения мозга после тяжелого отравления.

О симптомах

Признаки различаются в зависимости от формы заболевания. Например, при подкорковой дизартрии возникают непроизвольные движения. Из-за этого ребенок не может контролировать речь и мимику.

В состоянии покоя спазмы наблюдаются реже, при совершении усилий приступы учащаются. Можно выделить основные симптомы, характерные для всех разновидностей патологии.

Основные нарушения

Первые нарушения появляются еще во младенчестве. Они связаны с атрофией мышц артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией сосательный рефлекс выражен слабо. Из-за этого они голодают при большом количестве молока у матери. При вскармливании смесями быстро утомляются, не успевают доесть свою порцию. Из-за голода груднички тревожные, часто плачут и просыпаются по ночам.

Общее развитие ребенка замедляется. Он начинает держать голову только к 5-7 месяцам. Ползать и сидеть учится к году. Навыки ходьбы появляются только после 1,5 лет. В норме дети к году уже выговаривают отдельные слоги, некоторые способны произносить первые слова.

Дети с дизартрией неэмоциональны. Они слабо реагируют на действия родителей и появление близких людей рядом. Ребенок не улыбается, не размахивает руками и ногами, молчит.

К поздним симптомам относят дыхательные нарушения. Речь нечленораздельна. Во время произношения громкость и интонация меняются. При легкой степени может присутствовать только гнусавость. Ребенок произносит слова по слогам, некоторые звуки теряются.

Мышцы артикуляционного аппарата пребывают либо в повышенном, либо в пониженном тонусе. В первом случае дети быстро устают. Во втором — язык, щеки и губы становятся вялыми, присутствует сильное слюноотделение.

При легком течении и стертой дизартрии признаки заболевания обнаруживают не сразу. Произношение нарушено слабо. Речь невыразительна и размыта. В детском возрасте близка к норме, позднее отклонения слабые.

Звуки искажены, могут заменяться. Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют. Крупная моторика нарушена. Из-за слабых мышц рот часто открыт, может выпадать язык.

Мелкая моторика

У детей с дизартрией нарушается мелкая моторика. Происходит это из-за недостаточного развития двигательного отдела мозга. Движения и поддержание равновесия даются ребенку с трудом.

Он с раннего возраста не проявляет интерес к игрушкам и предметам, не пытается схватить их или взаимодействовать. Из-за отсутствия интереса страдают другие сферы развития. Дети плохо общаются жестами. Нет общения на основе совместных действий.

Со стороны действия детей выглядят непоследовательными: они могут пытаться протиснуть круглый шар через квадратное отверстие. Ребенок не понимает, как играть с пирамидой, и не умеет сортировать предметы.

Взрослые дети двигаются неуклюже. Они испытывают затруднения при выполнении упражнений. Им трудно прыгать или стоять на одной ноге. При ходьбе их иногда заносит в стороны. Дети могут часто задевать предметы.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ( или , или ) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом .

Разновидности форм

Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.

Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:

  • Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
  • Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
  • В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
  • Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
  • Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.

При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:

  1. выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
  2. речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
  3. больного понимают только близкие и родственники;
  4. частичное или полное отсутствие речи.

Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.

Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:

  • звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
  • фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
  • фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.

Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:

  • спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
  • спастическую (в случае поражения нейронов);
  • спастико-ригидную;
  • атактическую (затронут мозжечок);
  • гиперкинетическую;
  • смешанную.

У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом. Иногда возникает вследствие рассеянного или амиотрофического склероза. При спастико-ригидной патологии больной дублирует звукосочетания и слова, в разговоре паузы. Человек с атактическим типом нарушения речи напоминает пьяного из-за локализации поражения в мозжечке.

У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой. В отношении речевой активности клиника совпадает с остальными формами патологии. При разговоре губы не участвуют в артикуляции. Язык неуклюжий, малоподвижный. При логопедическом тестировании он дрожит, может посинеть. Ребенку сложно удержать его вне полости рта из-за тремора.

2 Основные клинические проявления и виды

Основным признаком дизартрии является то, что у пациентов возникает невнятная и нечеткая речь. Это случается по причине недостаточной иннервации мышц губ, языка, неба, голосовых складок и мускулатуры дыхательной системы. Нарушение артикуляции проявляется в спастичности, гипотонии или дистонии мышц.

При спастичности отмечается постоянный высокий тонус мышц языка, шеи, лица и губ. Наблюдается плотное смыкание губ. При снижении тонуса (гипотонии) отмечается вялость языка, который неподвижным образом лежит на дне полости рта. Губы не смыкаются, а рот приоткрыт.

У больных дизартрией возникает высокий уровень слюноотделения. При мышечной дистонии у пациентов при попытках начать разговор происходят резкие изменения тонуса мышц. Звукопроизношение у больных нарушено в разной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения ЦНС. Сертая форма характеризуется искажениями звуков и смазанностью речи.

При ярко выраженных нарушениях отмечаются пропуски и замены звуков, снижается темп и выразительность речи. Если у пациента обнаружен паралич мышц полости рта, то речевая функция не осуществляется. При дизартрии происходит нарушение фонетики гласных и согласных звуков.

Произношение слов имеет межзубный и боковой характер. Отмечаются нарушения речевого дыхания. В момент разговора оно у пациента учащенное и прерывистое, выдох укорочен. Голос у таких больных тихий и слабый, происходят изменения тембра и интонации.

Пациенты страдают недостатком общения и из-за этого у них возможна несформированность словарного запаса и грамматического строя речи. У детей с дизартрией возникает фонетико-фонематическое (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Кроме этого, развивается дисграфия (нарушение письма).

Существует 4 степени тяжести заболевания, каждая из которых отличается выраженностью симптоматики:

  • 1 степень (стертая дизартрия ), при которой дефекты звукопроизношения выявляются логопедом;
  • 2 степень — речь в целом понятна, но нарушения заметны окружающим людям;
  • 3 степень — понимание речи человека, страдающего этим заболеванием, доступно только близким людям;
  • 4 степень — отсутствие или непонимание речи.

В зависимости от локализации выделяют несколько форм дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • экстрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.
Форма Характеристика
Бульбарная Отмечается расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания. Наблюдается повышенное слюноотделение. Артикуляция звуков невнятная. Встречается афония/дисфония, а голос становится гнусавым. Происходит поражение ядер черепно-мозговых нервов
Псевдобульбарная Отмечается повышенный тонус и паралич мышц. Наблюдаются нарушения движений языка. Пациенты с трудом поднимают кончик языка вверх, отводят в разные стороны и удерживают в статическом положении. Переключение с одной позы на другую затруднено. Наблюдается покашливание и усиление глоточного рефлекса. Речь пациентов отличается смазанностью и невнятностью. Воспроизведение звуков нарушено. Поражаются корково-ядерные проводящие пути
Экстрапирамидная (подкорковая) Наблюдаются непроизвольные насильственные движения мышц (гиперкинезы), которые возникают в состоянии покоя и усиливаются при разговоре. Отмечается нарушение тембра и силы голоса. Иногда у пациентов встречаются непроизвольные выкрики из-за спазмов мышц гортани. Происходит нарушение темпа речи (заикание, замедление или ускорение). Часто сочетается с другими описанными формами дизартрии. Поражаются подкорковые ядра головного мозга
Мозжечковая Отмечается нарушение координации речи. Возникает тремор языка, скандированная речь и выкрики. Речь замедлена и невнятна. Наблюдается атаксия, которая выражается в шаткости походки, нарушении координации движения. Возникает при поражении мозжечка
Корковая Наблюдаются расстройства речевого дыхания и голоса. Характеризуется нарушением артикуляции. Развивается на фоне очаговых поражений головного мозга

Почему проявляется дизартрия?

Чтобы провести адекватное лечение и избавить ребенка от выраженных проявлений дизартрии, следует определить причины возникновения этого состояния. Специалисты всегда связывают данное нарушение речи с определенным патологическим процессом в деятельности центральной нервной системы человека.

В большинстве случаев моторная дизартрия развивается у тех детей, на которых еще в период внутриутробного развития воздействовали определенные факторы, негативно влияющие на развитие головного мозга. Это может быть сильный токсикоз, вирусные болезни матери, продолжительная гипоксия плода и др. Поэтому беременная женщина должна регулярно проходить обследование и строго следовать советам врача.

Дизартрия речи иногда является следствием кровоизлияний в мозг, происходящих у ребенка при стремительных или при затяжных родах. Кровоизлияния позже могут спровоцировать иннервацию тех мышц, которые определяют образование звуков.

Дизартрия у дошкольников и у детей в раннем возрасте может проявиться вследствие перенесенных инфекционных болезней и тяжелых воспалительных процессов в организме. Иногда под воздействием данных факторов у ребенка развивается стертая форма дизартрии

Важно своевременно обнаружить этот симптом и вместе со специалистом определить четкое планирование коррекции этой проблемы речи

Дизартрия у взрослых также в некоторых случаях развивается вследствие перенесенных тяжелых болезней. Такое нарушение речи часто проявляется в качестве последствия инфекционных болезней головного мозга и его оболочек.

Чтобы улучшить состояние больного, важно своевременно и правильно установить диагноз и воплотить в жизнь ту схему лечения, которую назначил врач

Родители с особым вниманием должны относиться к тому, что советует логопед, так как современная логопедия имеет в арсенале много методик, направленных на улучшение состояния ребенка, страдающего дизартрией

У взрослого человека дизартрия часто является последствием перенесенного инсульта, нарушений сосудистого характера, опухоли головного мозга, болезнями Альцгеймера, Паркинсона, Хантингтона. Также дизартрия иногда наблюдается как симптом рассеянного склероза и астенического бульбарного паралича. В более редких случаях дизартрия появляется после отравлений, травм, передозировки лекарственными средствами, систематического употребления наркотиков и алкоголя.

Изучение мимики и артикуляции при дизартрии

На развитие дизартрии у детей могут указывать и некоторые нарушения мимической моторики. Дело в том, что такие детки испытывают трудности с надуванием щек и прижмуриванием, для них затруднительно сморщить носик или поднять бровки.

Для обследования общей мимической и речевой моторики используют тесты Квинта в модификации Гельнитца, которые адаптированы для разных возрастов. Такие диагностические упражнения воспринимаются малышами как игра. Ребенка просят:

  • изобразить удивление, подняв брови вверх,
  • опустить веки, сначала сомкнув их слегка, а затем и плотно, чтобы стало темно,
  • прижмуриться «от яркого солнышка»,
  • сжать губки,
  • вытянуть губки вперед, как будто собрался играть на трубе,
  • слегка приоткрыть рот, открыть как можно сильнее и закрыть,
  • показать, как тот жует, имитируя пережевывание пищи,
  • надуть щеки вместе, а затем попеременно,
  • втянуть щеки внутрь,
  • сжать зубки, выстроив из них «заборчик»,
  • вытянуть губки и подуть «на горячее молоко»,
  • вытянуть «широкий», а затем «узкий» язык, попробовать удержать язык в заданном положении на счет до 5,
  • прикусить кончик языка,
  • высунуть «острый» язычок и подвигать ним от верхней губы к нижней и наоборот,
  • выполнить упражнение «Часы» (ребенок в улыбке должен поочередно двигать языком от одного уголка рта к другому),
  • облизать губки, как будто после вкусного варенья или меда,
  • показать, как кошка лакает языком молочко,
  • выполнить следующие артикуляционные упражнения: оттягивание углов рта при произнесении х звука «и», округление губ для звука «о», вытягивание губок для звука «у».

Каждое из упражнений нужно повторить 3 раза. Для оценки качества их выполнения используется трехбальная шкала:

  • 1 балл – точное выполнение всех заданий в нужном объеме
  • 2 балла – нечеткое выполнение мимических и артикуляционных упражнений или недостаточный объем выполнения вследствие быстрой утомляемости артикуляционного аппарата и сбивчивости дыхания, а также, если не выполнено 6 и менее упражнений
  • 3 балла – невыполнение 7 заданий и более, значительные затруднения при выполнении заданий.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Стадии и степени

На основании комплекса связанных между собой признаков, выделяют ряд стадийных форм дизартрии:

  • Атактическая дизартрия. Обычно возникает в результате инсультов или дегенеративных заболеваний. Развивается на фоне псевдобульбарного паралича, двустороннего мозгового инфаркта. У пациента могут быть классические симптомы, похожие на признаки опьянения: невнятная речь, внезапное увеличение громкости, общее отсутствие координации.
  • Вялая дизартрия. Развивается в результате инсультов, врожденных нарушений, БАС, церебрального паралича, опухолей, МНС или других травм головного мозга. Проявляется низким мышечным тонусом речевого аппарата, хриплой носовой речью. Другие признаки: опускающаяся челюсть, трудности с глотанием.
  • Гиперкинетическая дизартрия. Является следствием болезни Хантингтона или гиперкинетической формы ДЦП,

Расстройство вызывает тремор, дискинезию, атетоз и дистонию. Звучание голоса характеризуется как резкое, это часто происходит по причине спазма гортанных мышц.

  • Гипокинетическая дизартрия. Наблюдается при болезни Паркинсона, характеризуется хриплой тихой речью или снижением громкости голоса. Речь может быть монотонной, медленной, начало речи затруднено, в результате чего проявляется длительное неуместное молчание, которое смешивается с короткими порывами речи. Эта форма дизартрии часто сопровождается когнитивными нарушениями, иногда влияющими на ход лечения.
  • Смешанная. Эта форма дизартрии встречается у пациентов с рассеянным склерозом, тяжелой черепно-мозговой травмой. Пациенты могут говорить очень медленно и с большими усилиями. Артикуляция заметно нарушена, звучание голоса низкое, напряженное или задушенное. Наблюдается затрудненное глотание, слюноотделение.

Дизартрия у детей, как правило, врождённая, в то время как у взрослых часто имеет приобретённую форму.

Псевдобульбарная дизартрия имеет 3 степени тяжести, которые зависят от степени нарушения речевой и артикуляционной моторики:

  • Лёгкая. Дефекты происходят от недостаточной подвижности языка, губ. Основной дефект – это нарушенная фонетика речи. Умственное и физическое развитие в этом случае соответствует норме, слух не имеет дефектов. Акты жевания, глотания выражены неярко.
  • Средняя степень. На этой стадии нарушается движение лицевых мышц, ограничивается подвижность языка. Явно выражен тяжёлый дефект произношения, речь невнятная, что ограничивает общение и влияет на общее развитие.
  • Тяжёлая степень. Характеризуется глубоким мышечным поражением, бездеятельностью речевого аппарата. Отсутствие нормальной речи накладывает отпечаток на лицо: нижняя челюсть провисает, рот постоянно открыт. Акты жевания, глотания затруднены. Звуки воспринимаются неправильно из-за нарушенной моторики, поэтому речь отсутствует или воспроизводятся только отдельные нечленораздельные звуки. При тяжёлой степени нарушения речь понимают только близкие родственники.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми

Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет

Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!