Меню Рубрики

Кризисы развития детей дошкольного возраста

Психические особенности развития ребенка 7 лет

Это переломный период в самореализации. Малыш начинает координировать поведение с установленными моральными нормами и правилами. Это сложный психологический этап в жизни ребенка, потому что он еще не может управлять своими эмоциями и сдерживать чувства. Испытывает потребность в уважении

Маленькому человеку важно ощущать себя личностью. Только удовлетворив желания ребенка, можно выстроить доверительные теплые отношения

Следует поощрять самостоятельность чада, т. к. это способствует развитию интеллекта и инициативы, не наказывать строго за проступки. Иначе чувство вины станет камнем преткновения на пути к самореализации. И, конечно же, на характер ребенка будет влиять стиль воспитания родителей. Более комфортными и приемлемыми станут демократические условия руководства.

Первоклассники эмоционально больше развиты, чем ранее. И это зависит от опыта, получаемого вне стен дома. Детские наивные страхи сменяются новыми, осознанными опасениями, главное из них — отношение со сверстниками. И это для них становится первоочередным, нежели успехи в учебе и взаимодействие с учителем.

Мировоззрение, потребности и желания ребенка меняются. Это закономерный и естественный процесс. И вот мы плавно подошли к вопросу о том, почему возникает кризис у детей семи лет.

Советы родителям

Поведение ребенка в период кризиса в 6-7 лет порой изматывает родителей и является серьезным испытанием для них. Для того чтобы максимально сгладить конфликтные ситуации и наладить продуктивные взаимоотношения со своим малышом, следует прислушаться к советам специалистов и адаптировать свое поведение к новым условиям.

Как вести себя во время проявления кризиса

Что же делать родителям, когда малыш стал неуправляемым, как правильно реагировать на кризис семилетнего возраста, советуют детские психологи:

  • – Взрослым людям следует полностью исключить проявление вспыльчивости и агрессии со своей стороны, так как такое поведение способствует возбуждению ребенка. Вести себя нужно сдержанно и уравновешенно.
  • – Методы физического наказания следует полностью исключить, так как это способствует агрессии и озлобленности.
  • – Необходимо избегать излишней критики – это понижает самооценку, приводит к замкнутости, когда малыш слышит постоянные замечания в свой адрес, он перестает верить в свои возможности.
  • – Следует уважать собственное мнение ребенка на происходящие события, так как в этом возрасте активно развивается самоутверждение. Нужно предоставлять малышу возможность спорить и отстаивать свой взгляд на происходящее – это развивать самостоятельность.
  • – Преодолению спорной и конфликтной ситуации способствует обсуждение с малышом деталей проблемы и поиски рационального ее решения.
  • – Для установления дружеских взаимоотношений с ребенком необходимо как можно больше времени проводить вместе: устраивать совместные чтения, просмотры кинофильмов, прогулки, посещать культурные мероприятия.

Период детского кризиса – испытание для всей семьи, для его успешного преодоления необходима дружеская поддержка и понимание со стороны родителей. Фатальная ошибка – оставить малыша наедине с проблемами. Чрезмерная занятость или равнодушие могут привести к формированию устойчивых негативных стереотипов поведения, которые в будущем будет крайне сложно откорректировать даже опытным специалистам.

Подготавливаем ребенка к школе

Для того чтобы вместе с малышом пережить трудные времена, следует внимательно наблюдать, как проявляются признаки кризиса в дошкольном периоде и максимально подготовить его к школе.

Простые правила помогут облегчить жизнь крохе и дадут ему возможность успешно справиться с грузом новых сложных обязанностей:

  • – Следует избегать необходимости придерживаться строгого распорядка, так как резкий переход от беззаботности к жесткой дисциплине является серьезным стрессом для психики.
  • – Необходимо постепенно приучить малыша пораньше ложиться спать, чтобы ранний подъем не был очень тяжелым (в большинстве случаев родителям придется также придерживаться такого режима ночного сна).
  • – Лучше всего заранее познакомить будущего первоклассника с расположением школьных классов, учителями и одноклассниками (предварительное знакомство облегчит адаптацию, так как первого сентября попадет в уже знакомую обстановку).
  • – Потребуется преодолеть соблазн научить ребенка всему и сразу, перегрузка дополнительными занятиями с репетитором, разнообразные секции и кружки приведут к физическому и психическому переутомлению.
  • – Малышу, который начинает осознавать себя как самостоятельную личность, необходимо личное пространство. Идеально, если это будет своя комната.
  • – Перед школой необходима консультация детского психолога для того, чтобы оценить, насколько малыш готов к школьной жизни. Родители должны также быть ознакомлены и согласны на получение рекомендаций специалиста.

Для того, чтобы успешно преодолеть кризисный период 7 лет, родителям потребуется проникнуть во внутренний мир ребенка и суметь увидеть детские проблемы глазами малыша. Мамам и папам придется вспомнить свое детство, только так можно понять, насколько тяжел переход от беззаботности к обучению. Нужно внимательно наблюдать за изменениями поведения, которые относят к симптомам кризиса, чтобы своевременно распознать начало этого этапа жизни ребенка.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет

Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу

Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Период в возрасте 7-ми лет связывают с появлением большого количества страхов и стрессов.

Это может быть связано с началом обучения в школе, так и с его личными особенностями.

В этот период возникает страх плохих оценок. Может появится страх одиночества. Часто возникает боязнь нападения сказочных персонажей. Это связано с чрезмерным увлечением современными мультиками, мистическими фильмами и передачами. В результате может возникнуть так называемая триада страхов: одиночество — темнота — замкнутое пространство. В таких случаях очень опасно наказывать детей, закрывая их в темной комнате. Это может привести к очень негативным психологическим проблемам.

После 5ти лет ребенок начинает осознавать, что все в этой жизни временно, люди — смертны. Появляется страх смерти как своей, так и родителей. Причем намного сильнее и ярче переживается страх за родителей, чем за себя.

Проявляются сомнения в своих способностях и возможностях. Дети боятся не соответствовать общественному мнению, не хотят оказаться «белой вороной». Ребенку кажется, что, если он не будет таким каким хотят его видеть окружающие, то его не будут любить. Если он не сможет преодолеть этот страх, перерасти его, то в будущем у него будут возникать проблемы с публичными выступлениями, он будет сильно зависим от мнения окружающих.

Большое количество страхов, переживаний, большая физическая, психологическая, умственная перегрузки, все это может привести ребенка к стрессу

Следует обратить особое внимание на те признаки, которые указывают на наличие стресса у ребенка:. — частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

— частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

— ребенок возвращается в младенчество (накрываться с головой одеялом, ложиться в позу зародыша, отгораживается от проблем словами «я в домике», меня нет)

— повышенная нервозность

— перепады настроения

— слезы при появлении новых людей

— неожиданная смена гиперактивного поведения на пассивный

Если Вы заметили появление этих признаков в поведении, и они сохраняются продолжительное время, то не стоит заниматься «самолечением», следует обязательно обратится за помощью к квалифицированному психологу.

Для предупреждения стрессов у детей следует воспользоваться следующими советами психологов:

— Больше тишины и спокойствия.

— Максимально оградить ребенка от радио, телевизора, компьютера

— Включить в питание успокоительные чаи, горячее молоко с медом на ночь

— Разнообразить питание яркими цветами. Например, можно добавить в кашу яркую красную ягоду, украсить суп веточкой зелени.

— Много гулять, общаться с животными, наблюдать природу

— Больше времени уделять общению с ребенком. Сейчас ему как никогда нужен Ваш опыт и знания.

Не паниковать!

Это естественный процесс. Для начала стоит успокоиться. Главное, правильно себя вести, и все благополучно пройдет. Итак:

  1. Не лишайте ребенка свободы, ни в коем случае. Он самостоятельно должен разобраться в своих переживаниях. Вы обязаны лишь контролировать процесс и ненавязчиво направлять чадо.
  2. Снимите безграничную опеку. Дайте ребенку быть самостоятельным. Почувствовав это, малыш сам обратится за помощью. И тогда у вас будет возможность проявить заботу.
  3. Не обсуждайте своих детей с подругами. Иначе доверительные отношения не удастся выстроить никогда.
  4. Подготовка к новому образу жизни должна быть постепенной и совместной. Покажите ребенку будущий класс, поговорите с учителем. Вместе соблюдайте новый режим дня.

В знакомой обстановке малышу будет намного легче адаптироваться. Чтобы безболезненно преодолеть кризис 7 лет у ребенка, психологи дают некоторые советы.

Как проявляет себя кризис семи лет

Некоторые черты кризиса семи лет у ребёнка сходны с проявлениями других возрастных кризисов: он становится капризным, непослушным, не выполняет просьбы, не переносит критику. Однако появляются и специфические проявления, характеризующие именно переход к школьному возрасту.

Например, в этот период:

  1. Ребёнок начинает копировать поведение взрослых, хочет быть во всём на них похожим. Он хочет казаться взрослее – например, отказывается от детских игр.

  2. Семилетний ребёнок утрачивает детскую непосредственность и наивность, его рассуждения становятся более взвешенными и обдуманными.

  3. Поступки и слова перестают быть спонтанными.

Лев Выготский отмечал, что в период кризиса семи лет у ребёнка переживания приобретают определённый смысл: так, если ребёнок сердится, то он это понимает и может объяснить, почему он сердит. Ещё он отметил, что у ребёнка в это время переживания обретают определённую логику, он учится их обобщать: если ситуация повторяется много раз, ребёнок её обобщает.

Кроме того, Лев Выготский указывал, что в этот период происходит окончательное разделение внешней и внутренней жизни ребёнка

У него полноценно формируется воображение, внимание, образное мышление, произвольная память. Ребёнок начинает самостоятельно разбираться в таких абстрактных категориях, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо»

На основе этих категорий он выстраивает определённую картину мира, при этом он руководствуется собственными наблюдениями, внутренними переживаниями и социальными отношениями. В это время у ребёнка формируется и самооценка: он начинает осознавать своё место не только в семье, но и в обществе. Дифференциация внешней и внутренней жизни у ребёнка – это, согласно Выготскому, наиболее существенный признак кризиса семи лет.

Это состояние является уникальным в том смысле, что это единственный возрастной кризис, который специально планируется обществом. Остальные кризисы являются следствием противоречий между увеличивающимися возможностями ребёнка и его местом в обществе, это «естественные» кризисы, связанные с биологией и изменениями в организме. А вот кризис семи лет у ребёнка – событие исключительно «социальное», поскольку ребёнок из существа «биологического» целиком превращается в существо «социальное».

Смыслом кризиса является адаптация детей к школьной и шире – к взрослой жизни. Исследования показывают, что больше половины детей к семилетнему возрасту имеют очень низкую адаптацию, так что им требуется помощь психологов. Характерны трудности в обучении. В то же время принуждение ребёнка к новой социальной роли и к новым обязанностям приводит к негативным последствиям: протесту – активному и пассивному, соматическим и невротическим расстройствам.

Особенности подросткового кризиса

Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них – кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.

Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.

Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:

  • Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
  • Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
  • Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.

Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:

  • Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
  • Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Признаки

Родителям помогут знания о проявлениях возрастного кризиса, чтобы они могли убедиться, что он настал, и не приняли за признаки кризиса другие, контекстные личные трудности.

Симптомы:

  1. не хочет слушаться и не реагирует на просьбы, допускает своеволие;
    желает, чтобы его считали взрослым (не играет с младшими, пытается подражать старшим);
  2. проявляет упрямство и строптивость, демонстрирует капризы;
  3. обнаруживает болезненную реакцию при любой критике;
  4. демонстрирует негативное восприятие всего;
  5. резко меняет настроение;
  6. обнаруживает свои действия и слова (обзывает осознанно), открыто может выражать свой протест;
  7. позволяет себе обесценивание прежних идеалов: может сломать дорогую для себя игрушку, использует запрещенную лексику, проявляет жестокость и деспотичность.

Набор должен включать не меньше трех-четырех симптомов кризиса семилетнего возраста. Иначе они будут иллюстрировать не возрастной кризис, а лишь контекстный случай. К примеру, после тяжелого дня, переутомления и усталости ребенок может к вечеру стать капризным, отказываться ложиться спать в привычное время. Но это не признак того, что настал кризис семилетнего возраста.

Зачастую в 7 лет, когда родители неправильно относятся к этому жизненному этапу ребенка или ребенок не подготовлен к школьному этапу, у последнего может развиваться определенный симптомокомплекс. Если его своевременно не обнаружить, он впоследствии обернется многочисленными хлопотами.

В условиях наступившего кризиса поначалу появляется протест (против того, что изменились социальные роли, стало другим поведение родителей, пришли в жизнь новый режим, школа, учитель). Для страданий нужен выход, и они проявляются в протесте (ребенок не делает уроки, отказывается идти на занятия, не выполняет то, что требует учитель)

Это выражается и в соматических проявлениях (подскакивает давление, появляется холодный пот, учащенно бьется сердце, снижается способность к работе, ослабляется внимание). Невротизация — конечный пункт в этой цепочке, с нею требуется посещение специалиста

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Причины и основные симптомы кризиса шести-семи лет

Итак, познавательные потребности вступают в силу только в 6-7 лет. В этом же возрасте происходит также перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекуны», позволяющие им спокойно и доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, которые поведут их дальше, — причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний.

Основная причина кризиса шести-семи лет в том, что раньше ребенок узнавал этот мир «снаружи» — глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил, а теперь ему приходится узнавать его еще и «изнутри» — чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Все это необходимо для обретения равновесия и гармонии с миром.

Даже при удачном возрастном старте маленькие первоклассники испытывают нешуточные нагрузки. Смена основных поведенческих мотивов неизбежно ведет к возрастному кризису. Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность — это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте. Данный кризис в среде психологов и педагогов значится под названием «кризис 6-7 лет».

Одними из основных симптомов кризиса 6-7 лет являются кривлянье и манерность. Если раньше умиление вызывали детская спонтанность и искренность, то теперь шутовство и обезьянничание ребенка вызывают скорее недоумение. Причин здесь несколько. Одна из них — ребенок хочет быть взрослым, но каким образом быть этим взрослым, ребенок пока не знает, поэтому использует то, что ему удобно и знакомо, — игру во взрослого. Неудивительно, что это получается несколько нелепо.

Еще одна причина кривлянья — это начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. У него появляется внутреннее понятие и ощущение двух сторон личности: «какой я есть» и «каким бы я хотел быть». В этой связи в период кризиса 6-7 лет у ребенка неизбежно возникают конфликты мотивов и интересов, что в свою очередь дает новые, непростые импульсы поведению. Теперь школьнику необходимо выбирать, определять приоритеты, соотносить свои потребности с окружающим миром. У ребенка меняется самооценка. Если раньше он чаще воспринимал себя как «хорошего», сейчас он соотносит свое ощущение с мнением окружающих и склонен к более объективной самооценке.

Такжесмотрите

  • Омолаживающие стрижки для женщин после 35, 40, 50 и 60 лет

    29 февраля

  • Модная короткая стрижка боб-каре в 2020 году

    14 января

  • Модные стрижки- 2020: каре для блондинок и брюнеток

    9 января

  • Стильные стрижки на короткие волосы 2020

    18 декабря

  • Виды и разновидности стрижек каре

    6 февраля

  • Модные тенденции,Стрижки

    Женские стрижки 2020: модный каскад

    20 июня

  • Ступенчатые женские стрижки лесенка и каскад в 2020 году

    3 сентября

  • Модные вязаные кофты 2020

    6 сентября

  • Модные вечерние платья — 2020

    17 февраля

  • Сервировка стола своими руками: описание и фото

    28 января

  • Сервировка стола бумажными салфетками

    28 февраля

  • Асимметричные косые стрижки 2020

    12 ноября

Проявления кризиса 11 лет

Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, к некоторой истеричности.

Нередки капризы и скандалы со сверстниками и родителями. Желание быть самостоятельным выливается в непослушание, игнорирование требований со стороны взрослых. Может ухудшиться школьная успеваемость, дисциплина. Поведение приобретает черты демонстративности.

Семейный мир кажется ребенку тесным и неинтересным, его все более влечет улица, где он хочет быть признанным лидером или на равных с другими детьми.

Формируется интерес к противоположному полу, особенно у девочек. Нередки случаи, когда платонические отношения перерастают в сексуальные «благодаря» просвещению со стороны СМИ и более опытных подростков.

Причины детского кризиса 3 лет

Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.

Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:

Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
Напряженные отношения в семье

Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
Состояние здоровья

Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.