Меню Рубрики

Коррекция механической дислалии

Причины разных форм дислалии

Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:

  • функциональная
  • механическая.

В основе каждой из них лежат свои причины.

Причины возникновения функциональной дислалии

Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:

  1. Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
  2. Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
  3. Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
  4. Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.

Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.

Причины возникновения механической дислалии

В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:

  1. Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
  2. Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
  3. Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.

Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание. Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду

Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Структура дефекта.

Перечисленные
виды нарушений: замены, смешении и
искажения звуков — в традиционной
логопедии рассматриваются как
рядоположные. В современных логопедических
исследованиях, опирающихся на положения
лингвистики, они подразделяются на две
разноуровневые категории. Замены и
смешения звуков квалифицируются как
фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же
самое) фонематические (Р. Е. Левина)
дефекты, при которых нарушена система
языка. Искажения звуков квалифицируются
как антропофонические (Ф. Ф

Pay), или
фонетические дефекты, при которых
нарушена произносительная норма речи.
Такое разделение углубляет представление
о структуре речевого дефекта и направляет
внимание на поиски адекватных методов
его преодоления

Виды функциональной дислалии

Существует две основные классификации функциональной дислалии. Одна из них основана на речеслуховой и речедвигательной недостаточности, то есть ребенок плохо различает фонем или неправильно двигает языком при произношении звуков. Вторая – делит нарушение с учетом ведущего дефекта.

Виды дислалии, основанные на слуховой и двигательной недостаточности требуют логопедической работы в первую очередь.

К ним относятся:

  1. Моторная функциональная дислалия – обусловлена плохой подготовкой органов артикуляции. Малыш оказывается неспособен держать язык, губы в правильной позе и быстро переключаться с одной на другую. В результате происходит искажение фонемов, которое очень быстро закрепляется.
  2. Сенсорная функциональная дислалия – обусловлена плохим развитием речевого слуха. Ребенок не может узнать схожие звуки из-за чего страдает вся фонематическая система.
  3. Сенсомоторная – объединяет в себе признаки обоих видов.

К функциональной дислалии относятся также виды, основанные на ведущем дефекте. В зависимости от того, фонетические или фонематические нарушения свойственны, болезнь делят на следующие виды:

Виды Что в основе Как проявляется
Акустико-фонематическая Ребенок не различает близкие по произношению звуки. Некоторые фонемы искажаются, заменяются или полностью отсутствуют в речи.
Артикулярно-фонематическая Артикуляционная база не развита, в арсенале присутствуют только простые позы. Из-за использования только простых поз, возникновение звука происходит с ошибкой или он заменяется на схожий, более легкий.
Артикулярно-фонетическая Артикуляторные позы сформированы неправильно. Фонем искажается до схожего, но неправильного или заменяется новым, несуществующим в привычной для людей речи.

Чаще всего встречается функциональная полиморфная дислалия. Это значит, что одновременно присутствуют нарушения в произношении фонемов, находящихся в разных фонетических группах. Например, ребенок может не произносить или делать это с ошибкой в отношении звуков С (свистящий), Р (сонорный), К (заднеязычный), Ш (шипящий).

Причины

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении
артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы;
  • макроглоссия — массивный, язык;
  • микроглоссия — узкий, маленький язык;
  • толстые, малоподвижные губы;
  • неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
  • аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
  • высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.

Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер
либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует
органическая основа для нарушения звукопроизношения.

В этом случае причинами дислалии выступают
социальные или биологические факторы:

  • педагогическая запущенность;
  • «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • косноязычная, торопливая речь окружающих;
  • билингвизм в окружении;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • общая физическая слабость.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности

Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить

Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю

Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода

У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

https://youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Новые технологии в коррекции дислалии

Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.

В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей. Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции

Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость

Афазия

Афазии относят к патологиям, при которых общение нарушено из-за поражения речевых центров. Это нарушение речи характеризуется следующими признаками:

  • трудности с пониманием услышанного текста;
  • проблемы с произношением звуков, слов и построением предложений;
  • нарушение письменной речи из-за неправильного формирования слов.

Последний симптом часто отмечается у детей. Это связано с отсутствием автоматизированного письма. Ребёнок прокручивает в голове нужное слово, где оно уже формируется неправильно. В результате на бумагу оно передаётся уже в искажённой форме.

Отсутствие письма у взрослых пациентов сочетается с поражением правой стороны тела, включая руку. Часто такая картина возникает на фоне инсульта. Но этот навык может сохраняться у левшей. Общению на бумаге может препятствовать и нарушенное восприятие текста — больные не понимают написанного.

Классификацию афазий проводят в соответствии с ведущим признаком, который считается первичным у данного больного. При моторном типе пациенты первично перестают правильно произносить слова и звуки. Они могут быть полностью немы, выдавать искажённые слоги или заменять их по причине артикуляционной слабости и отсутствия координации движений. В речи возникают длительные паузы, во время которых человек пытается найти правильное положение языка и губ, чтобы сформировать нужный звук.

При локализации патологии в нижнетеменной зоне коры головного мозга возникает афферентная моторная афазия. В результате пациенты заменяют звуки или путают их порядок в словах. Это связано с нарушенной передачей импульса от нейронов на артикуляционный аппарат.

Эфферентная моторная афазия характеризуется тем, что пациент не может сформировать из звуков серию. При этом отдельно он их произносит без труда. Патологический очаг при этом заболевании находится в премоторной части коры мозга.

При амнестической афазии главным признаком считается забывание отдельных слов. При этом пациент может охарактеризовать предмет и помнит основной признак или функцию. В памяти больных дольше сохраняются хорошо знакомые простые слова, употребление которых происходит ежедневно. Такие люди часто не могут подобрать обобщение для группы предметов и воспринимают метафоры буквально.

Поражение средней височной зоны коры левого полушария головного мозга вызывает акустико-мнестическую афазию. При этом заболевании ухудшается память на только что озвученную речь. Человек не может вспомнить, что ему сказали, но не забывает информацию, полученную ранее.

Динамическая афазия подразумевает нарушение у пациента формирования речи. Больной долго составляет предложения, из-за чего снижается темп разговора. При этом он может нормально произносить звуки и слоги. Такие пациенты не используют в общении сложные предложения и фразы, так как им трудно их построить. Это состояние обусловлено патологией префронтальной части коры левой половины головного мозга, где локализованы нейроны, отвечающие за грамматику.

При семантической афазии пациенты плохо понимают логику составления предложений и изменения слов в соответствии с падежом без контекста. При этом они могут знать значение термина, но не уметь его правильно истолковать из-за особенностей формирования окончания. Такое состояние обусловлено патологией корковой зоны, локализованной на стыке височной, теменной и затылочной области.

Лечение афазии тесно сопряжено с коррекцией неврологических нарушений. После снятия острой симптоматики можно приступать к логопедическим занятиям. Их проводит как специалист, так и родственники больного. Причём второе предпочтительнее из-за психологического комфорта пациента.

Коррекция

Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:

  • Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить
    анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика
    уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического
    массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития
    фонематических процессов.
  • Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку
    изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию
    звуков.
  • Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка
    навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю.
Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика

Диагностика дислалии по характеру нарушения речи

Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:

  • особенности речевого развития в раннем возрасте;
  • слух;
  • зрение;
  • состояние опорно-двигательного аппарата.

Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.

В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности

Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т

д.).

При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.


Таблица для дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии.

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым

Родовые травмы

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.