Меню Рубрики

Психоанализ

Особенности психоанализа, отличия направления от других течений в психологии

Понятие «психоанализ» было введено в научный психологический дискурс Зигмундом Фрейдом. Он использовал его для определения новой методики, разработанной во время исследований психических расстройств. По теории Фрейда, психика состоит из осознаваемой части, скрытой и цензурирующей прослойки. Предсознание не позволяет скрытым страстям и желаниям человека проникнуть в сознание. Чтобы высвободить их и избавить пациента от противоречий, Фрейд придумал несколько способов извлечения из подсознания скрытой информации. Комплекс методик он назвал психоаналитическим методом.

В дальнейшем исследования Фрейда изучали и развивали многие психоаналитики, в частности, его дочь — Анна Фрейд. Своей целью они видели поиск взаимосвязи сознательной и бессознательной части психики. Именно посредством этой связи происходит передача информации. Нарушения в работе психики обусловлены конфликтами между сознанием и подсознанием. Человек, одновременно являясь биологическим и социальным существом, вынужден постоянно искать компромисс между своими желаниями и приемлемым в социуме поведением. Задача психотерапевта — найти причину конфликта и помочь пациенту разрешить его доступным способом.

Помимо психоанализа, для постановки правильного диагноза психологи работают с несколькими сферами:

  • эмоциональной;
  • мотивационной;
  • чувственными образами;
  • взаимоотношением с действительностью.

Психоаналитики рассматривают только личные данные индивида, и это значительно затрудняет поиск истинной причины заболевания, ограничивая инструментарий психолога.

Сущность экзистенциальной психологии

Экзистенциализм в психологии появился благодаря философии. Экзистенциональное течение в психологической науке появилось в 19 веке и не потеряло актуальности сегодня.

Экзистенциальный подход в психологии – это направление, согласно философским основам которого человек является уникальным созданием, жизнь личности представляет научную ценность, потому что она неповторима.

Центральное место в экзистенциальном направлении психологии отводится индивиду. Важные положения экзистенциальной психологии – это:

  • Индивид представляет собой активную сущность. Ее бытие вызывает научный интерес.
  • Жизненный путь индивида – это самобытный неповторимый процесс.
  • Человек открыт миру. Он ощущает себя именно в том месте и времени, в которых живет.
  • В своих поступках и действиях человек движим простой потребностью в самореализации. На протяжении всего жизненного пути он развивает свои способности.
  • В выборе ценностей индивид самостоятелен. Способность делать правильный выбор формируется в процессе воспитания.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой

Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Философия экзистенционализма, ее специфика, основные проблемы, персоналии.

Экзистенциали́зм
(от
лат

exsistentia — существование), философия
существования — направление в философии
XX века, акцентирующее свое внимание на
уникальности иррационального бытия
человека. Экзистенциализм развивался
параллельно родственным направлениям
персонализма и философской антропологии,
от которых он отличается прежде всего
идеей преодоления (а не раскрытия)
человеком собственной сущности и большим
акцентом на глубине эмоциональной
природы

Эта
противоречивость является причиной
того, что практически никто из мыслителей,
причисляемых к экзистенциализму, не
был в действительности
философом-экзистенциалистом. Единственным,
кто чётко выражал свою принадлежность
к этому направлению, был Жан-Поль
Сартр
.
Его позиция была обозначена в докладе
«Экзистенциализм — это гуманизм», где
он и предпринял попытку обобщить
экзистенциалистские устремления
отдельных мыслителей начала XX века.

Экзистенциализм
(согласно Ясперсу) возводит свои истоки
к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также,
через Хайдеггера и Сартра генетически
восходит к феноменологии Гуссерля (Камю
считал экзистенциалистом даже Гуссерля).

Экзистенциальная
философия — это философия бытия человека.

Философия
экзистенциализма — иррациональная
реакция на рационализм Просвещения и
немецкой классической философии. По
утверждениям философов-экзистенциалистов,
основной порок рационального мышления
состоит в том, что оно разделяет мир на
две сферы — объективную и субъективную.
Всю действительность, в том числе и
человека, рациональное мышление
рассматривает только как предмет,
«сущность», познанием которой можно
манипулировать в терминах субъекта-объекта.
Подлинная философия, с точки зрения
экзистенциализма, должна исходить из
единства объекта и субъекта. Это единство
воплощено в «экзистенции», то есть некой
иррациональной реальности.

Согласно
философии экзистенциализма, чтобы
осознать себя как «экзистенцию», человек
должен оказаться в «пограничной ситуации»
— например, перед лицом смерти. В
результате мир становится для человека
«интимно близким». Истинным способом
познания, способом проникновения в мир
«экзистенции» объявляется интуиция
(«экзистенциальный опыт» у Марселя,
«понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное
озарение» у Ясперса), которая являет
собой иррационалистически истолкованный
феноменологический метод Гуссерля.

Значительное
место в философии экзистенциализма
занимает постановка и решение проблемы
свободы, которая определяется как
«выбор» личностью одной из бесчисленных
возможностей. Предметы и животные не
обладают свободой, поскольку сразу
обладают «сущим», эссенцией. Человек
же постигает своё сущее в течение всей
жизни и несёт ответственность за каждое
совершённое им действие, не может
объяснять свои ошибки «обстоятельствами».
Таким образом, человек мыслится
экзистенциалистами как строящий себя
«проект». В конечном итоге, идеальная
свобода человека — это свобода личности
от общества.

Ма́ртин
Ха́йдеггер

(нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 — 26 мая
1976) — немецкий философ. Создал учение
о Бытии как об основополагающей и
неопределимой, но всем причастной стихии
мироздания. Зов Бытия можно услышать
на путях очищения личностного существования
от обезличивающих иллюзий повседневности
(ранний период) или на путях постижения
сущности языка (поздний период). Известен
также своеобразной поэтичностью своих
текстов и использованием диалектного
немецкого языка в серьёзных трудах.
Философия Хайдеггера заново ставит
вопрос о смысле бытия. Опираясь на
феноменологический метод (Гуссерль),
Хайдеггер последовательно проводит
различие сущего и бытия, онтического и
онтологического способа подхода к миру.
Как философ Хайдеггер сформировался
под влиянием своего учителя Гуссерля.
Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер
развил некоторые мысли, которые в
дальнейшем вдохновили Сартра на создание
экзистенциализма. Однако сам Хайдеггер
к этому направлению не примкнул, а вместо
этого, находясь целиком в «лаборатории»
Гуссерля, приступил к созданию т. н.
фундаментальной онтологии. Развитием
её он занимался до конца своих дней.

На грани внутреннего взрыва

Фрейд подчеркивал, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.

Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:

  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
  • Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

  • Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
  • Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.

Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».

Основные методы практической психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Влияние З. Фрейда на развитие психоаналитического подхода

В основе психоанализа по Зигмунду Фрейду лежит представление о сознании, как главном механизме, регулирующем поведение. Изучая природу неврозов, Фрейд выяснил, что помимо сознания у человека есть скрытая, неосознаваемая сторона личности, в которой хранятся желания, стремления и мотивы. Подавление желаний вызывало такие сильные скрытые переживания, что у многих людей из-за них развивались неврозы и другие психические расстройства. Установив истину причину заболеваний, Фрейд начал искать средство избавления от них. Так появилась его авторская теория метода исцеления — психоанализ.

Философия психоанализа Фрейда базируется на нескольких компонентах:

  • бессознательные психические процессы;
  • Эдипов комплекс;
  • учение о сопротивлении и подавлении;
  • половое развитие.

По мнению психоаналитика, врач не может диагностировать пациента, если он не знаком с психоаналитической базой.

Психоанализ Фрейда дал психологии несколько основных понятий. К ним относится «либидо» — неосознаваемое половое влечение. Психоаналитик рассматривал любое творческое стремление как реализацию недоступных половых влечений. Творчество отображало истинные желания индивида, помогая снять эмоциональное напряжение. Также в работах Фрейда впервые появилось описание деструктивных процессов. Их развитие провоцирует конфликт «Танатоса» и «Эроса», антагонистических движущих сил, символизирующих фундаментальные понятия (любовь и ненависть, жизнь и смерть, потребность и отвержение).

Психоанализ изучает мотивы поступков человека, истинные причины которых ему самому недоступны. Фрейд выявил, что каждая личность стремиться к деструктивности, и только внешнее социальное воздействие побуждает его выбирать одобряемое поведение. Люди с низким уровнем саморегуляции не способны противиться тайным желаниям подсознания. Деструктивное поведение становится для них нормой.

Теория Фрейда о психоанализе ставит под сомнение даже рациональность мышления. Официально в науке разумность воспринималась главной ценностью и основным человеческим стремлением. Но Фрейд предположил, что разум не всегда дает индивиду то, чего он действительно хочет. Возможно, что рациональные размышления — лишь попытка подсознания маскировать реальные желания и чувства, делая их более приемлемыми. Занимаясь лечением неврозов, Фрейд считал необходимым позволить пациенту высвободить эти желания.

Процесс лечения был простым: пациент, лежа на удобном диване, должен был проговаривать все, что приходило ему на ум. Главное — не пытаться контролировать речь, озвучивая первый вариант мысли, даже если он звучит абсурдно. Фрейд во время сеанса сидел рядом с пациентом и записывал все, что он говорил. После на основе обработанной информации он строил предположения о скрытых желаниях и забытых воспоминаниях.

Также для изучения подсознания Фрейд работал со сновидениями. По его мнению, сон — попытка подсознания пробиться сквозь пелену социальных запретов и донести до человека подавляемое желание. Чем сложнее и запутаннее сон — тем большую значимость для пациента он имеет. В психоанализе это называется сопротивлением: подсознание стремится сломать волю человека, подавая ему скрытые символы. Анализ символов позволяет понять скрытое содержание сна, избавить человека от внутреннего напряжения.

Особое место в теории психоанализа Фрейда занимали страхи и, вызванная ими, тревожность. Его концепция выделяет 3 вида тревожности:

  • реалистическую;
  • невротическую;
  • моральную.

Каждая форма тревожности — защитная реакция, предупреждающая об опасности, позволяющая вовремя подготовиться к угрозе. Внутренний конфликт разрешается благодаря искажению объективной реальности, изменению отношения к угрозе.

Структура и сферы психологии

Вследствие формирования психологических наук создался ряд областей, объединяющий отдельные сферы. Когнитивная психология — это наука, изучающая мышление личности, развитие когнитивных функций. Отдельная ее часть исследует бихевиоральные паттерны животных. Ее цель — выявление качеств со стандартами, характерными для людей.

Что такое психология — краткое и понятное изложение, отдельные области:

  1. Судебная. Эта область преимущественно применяется в судебной системе.
  2. Патопсихология. Исследования, касающиеся различных патологий, поведение, выходящее за рамки установленных стандартов.
  3. Клиническая. Эта сфера направлена на поиск действенных терапевтических методов при различных психических нарушениях.

Есть еще междисциплинарная область — нейропсихология

Эта сфера акцентирует внимание на осознании психических процессов, мозговой деятельности. Здесь применяются новшества компьютерных наук, нейробиологии, философии

Первостепенные приемы нейропсихологии включают:

  • раздражение, разрушение структурных связей;
  • исследования в сопоставимом анатомическом ключе.

Современная психология — это наука, изучающая человеческие возможности, ассоциирующаяся с рядом других научных направлений. Как любая дисциплина на стадии развития, психология переносит постоянные изменения, обеспечивающие ее совершенствование. Различные отрасли психологии — это науки, которые изучают законы, факты, механизмы психических явлений под воздействием определенных обстоятельств, раздражителей, исходящих извне.

Что такое психология? Получить однозначный, точный ответ на этот вопрос нелегко. Сегодня это направления объединяет более 100 дисциплин-кандидатов на звание автономных наук.

Кратко и самое главное о психологии как науке — это своего рода ядро, исследующее первостепенные принципы, механизмы, создание знаний в этой области. Цель ее фундаментальной части — становление закономерностей, обоснования приемов, способов коммуникации личности в социуме, в повседневной реальности.

Кроме базовой (фундаментальной, общей) психологии, есть также множество направлений. Наиболее комплексные и существенные из них следующие сферы:

  1. Социальная. Исследование человеческого взаимодействия в больших сообществах, этнических группах.
  2. Педагогическая. Исследование образовательного процесса, выявление воспитательных приемов.
  3. Психофизиология. Исследование взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
  4. Дифференциальная. Исследование личностных типологических отличий между представителями общества, определение характеристик их профессиональных качеств, темперамента, характера.
  5. Возрастная. Исследование онтогенеза, личностных характеристик, ассоциирующихся с возрастом, развитием. Эта сфера подразделяется на психологию детскую, пубертатную, юношескую, взрослую, геронтопсихологию.
  6. Медицинская. Исследование пограничных расстройств, характеристик психического формирования нездорового индивида.
  7. Патопсихология. Исследование умственных отклонений деятельности, причин, способов лечения врожденных или приобретенных мозговых нарушений, зрительных, слуховых, речевых дефектов.

Кроме указанных областей, выделяются также прикладные сферы, связанные с определенным видом человеческой деятельности. Сюда относятся психологические отрасли, как:

  • военная;
  • политическая;
  • генетическая;
  • юридическая;
  • спортивная;
  • космическая.

Основа всех психологических наук — базовое направление. Но они дифференцируются в соответствии со специализацией, приемами, применяемыми в рамках решения определенных задач.

Практическая психология — это наука, характеризующаяся активным развитием в современном мире, акцентирующая внимание на объективной характеристике, предоставлении интегральных качеств индивида. Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся

Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям

Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся. Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям.